Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

12.11.2020 10:11 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 (14607) от 30.10.2020 г.

Золотая ниточка в золотых руках

Автор: Ирина ДАВЫДОВА

Не случайно 2020 год по указу Президента России объявлен Годом народного творчества. Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России.

Владеет редким в наше время искусством золотного шитья

Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о нём относятся ко II веку до н.э. К сожалению, с годами уходили в небытие мастера вышивки, не успев поделиться секретами своей работы. Вот и у нас в городе владеет этим искусством, достаточно редким и трудоёмким, только Виктория Александровна Бабашкина, жена священника, руководитель церковного хора и золотошвейной мастерской в храме в честь Сретения Господня, преподаватель английского языка в СОШ № 1 и воскресной школы. Много лет к тому же являлась директором Православного Духовно-просветительского центра «Ковчег» при том же приходе.

Женщина продолжает традиции вышивки золотыми нитями по любым тканям: бархату, сукну (костюм, церковное облачение, головные уборы, сарафаны, мужские рубахи). При этом она использует геометрический и растительный орнаменты с мотивом ветки цветка, бутонов, листьев, раскрывающих красоту окружающей природы и проникнутых тонкой поэзией. Длинные тонкие петли листьев и маленькие блестки вместе с ярким фоном шёлка или бархата создают необычную среду узора, через которую проступают крупные, пышные искрящиеся цветы; основной узор очень часто украшается завитками, усиками, блестками, бисером, стразами или кабашонами (природные камни в оправах – здесь и далее – прим. автора).

Орнамент наносится на ткань двумя способами: «на проем» — нужен стол со стеклянной столешницей и лампа, или «в прикреп» — требуется копировальная бумага и маленькое шильце, чтобы прокалывать настил.

Иголкой уже потом прикрепляют кусочки золотых нитей к ткани. Золотная нить – только на лицевой стороне, с изнанки уже обычная. Её прикрепляют на ткань, подобрав по цвету и по оттенкам. Это очень сложно.

Кстати, хочу обратить внимание наших читателей на то, что речь идёт о золотном, а не золотом шитье. Раньше вышивали металлической нитью, настоящей, золотой. Потом стали имитировать эффект золота, и поэтому шитьё стало называться не «золотое», а «золотное». Такая нить называлась «канитель» (содержание золота – 1,5-5%, толщина 1-3 мк). Сейчас используются современные технологии изготовления нитей, но они по-прежнему с позолотой.

А ещё женщина овладела древним видом искусства, пришедшим к нам из Византии, — вышивать иконы, точнее сказать, использовать лицевое шитьё.

Истоки творчества

Что же подвигло Викторию Александровну, имеющую два высших образования и две специальности: филолога и лингвиста-переводчика, владеющую не только английским, но и испанским языками, к овладению этим искусством? На этот вопрос мастерица отвечает просто: «Возникла необходимость – обшивать приходы».

Но, наверное, дело не столько в этом, сколько в редкостном таланте, который она просто не имела права скрывать от людей. Судите сами: с 2012 года женщина занималась ткачеством, изучением народной вышивки, пошивом русской национальной одежды и головных уборов, изготовлением народных календарных, игровых и обрядовых кукол, кружевоплетением, прядением.

В 2013 году ею был создан частный этнографический музей-мастерская «Златомир», в котором Виктория Александровна сама проводила экскурсии. Кроме того, она находила время для проведения мастер-классов, для проведения семинаров по народной славянской культуре, классных часов и других мероприятий в образовательном учреждении. Несколько лет была педагогом в Архангельском университете на отделении дистанционного обучения, где вела курс «Изготовление накосника в технике сажения жемчугом по бели». Кстати, таких авторских курсов у неё несколько (народная вышивка, изготовление женских головных уборов).

Постоянная работа по самосовершенствованию

Конечно, ей пришлось многому учиться. Начало было положено на занятиях церковной вышивкой в воскресной школе при храме св. Александра Невского в городе Кургане. Затем она прошла обучение в женском монастыре Тобольска. Орнаментальному и лицевому шитью женщина училась на курсах при золотошвейной мастерской «Убрус» в Санкт-Петербурге. Наконец, прошла стажировку в Московской Духовной академии.

Вдохновение и общение с единомышленниками

Для любого вида искусства огромную роль играет вдохновение. Что же является его источником для Виктории Александровны? Прежде всего это музейные экспозиции, которые помогают черпать новые идеи для вышивки. Также помогает найти новые подходы онлайн-общение с единомышленниками.

Для того, чтобы удивлять окружающих своим искусством, одного вдохновения и усидчивости мало. Женщина постоянно консультируется, например, по поводу вышивки плащаницы, пелены (шитое изображение священного сюжета на ткани, подвешивающейся под чтимой иконой) с В.Б. Казариной, кандидатом наук, начальником архива Санкт-Петербургской Академии художеств, вдохновительницей проектов. Ну, а главной подпитывающей силой для неё, без сомнения, является вера в Бога.

Последователи

и ученики?

Почему же нет последователей и учеников в овладении навыками золотного шитья? Ведь в своё время нашей героиней было организовано восемь дистанционных курсов по вышивке и созданию народных костюмов. Кроме того, вначале, когда вместо мастерской в честь преподобной Софии Суздальской существовал клуб любителей вышивания, его посещали шесть женщин и девочки, увлёкшихся рукоделием. Виктория Александровна объясняет это так: «Многие прихожане проявляют интерес к этому делу, но работа филигранная: стежки миллиметровые. И у многих садится зрение. К тому же площадь покрытия очень большая, надо уметь сочетать разные техники, а перед этим следует изучить не только их, но и иконографию. Раньше на Руси по году вышивали, например, плащаницу несколько работниц. А теперь всем нужен результат сразу, но это ведь совсем не то же, что связать носок! Главное даже не сам процесс, а работа над собой, поэтому, прежде чем взять в руки иглу, мы узнаём житие святого, знакомимся с тем или иным событием в истории православия.

Кроме всего прочего, золотное шитьё – это дорогостоящее занятие. Используются высококачественные материалы: бархат, парча, которые заказываются, к примеру, в Италии. Для вышивки необходимо всё натуральное: жемчуг, хрусталь, камни. И всё-таки я не отчаиваюсь. Для себя решила: придёт мастерство — Бог пришлёт учеников». Виктория Александровна приглашает всех желающих, кто хотел бы заняться ткачеством, кружевоплетением, вышивкой.

Оценка творчества

Работы Виктории Александровны, выставленные три года назад на «Туринской околице», произвели, без всякого преувеличения, фурор. Маленькая, хрупкая женщина показала себя настоящей искусницей, ежедневно творящей чудо. В данный момент её работы представлены на выставке в Невьянском Государственном историко-архитектурном музее. Да и любой человек, познакомившись с творческими работами рукодельницы, обычно не может остаться равнодушным к такой красоте. «Мастерица от Бога», — так говорят ценители прекрасного.

Планы на будущее

Но останавливаться на достигнутом – не в её характере. Сейчас Виктория Александровна задумалась о создании монументальных работ, которые можно видеть издалека. Там совсем другой подход в композиции, подборе материала и цвета. Чёткость, минимализм, графичность, фактурность – вот требования к изделиям такого рода. Но перед тем, как приступить к работе, женщина внимательно изучает материал, знакомится с техникой исполнения. Вдумчивость и серьёзность – основа её характера.

Успевает всё в этой жизни

Когда же она всё успевает? Работа в школе и служба в церкви, воспитание троих детей отнимают много времени. Причём, во главу угла в этой семье ставится духовное начало. Старшая дочь Варя в этом году закончила педагогический колледж с красным дипломом. Семиклассник Дима увлёкся золотным шитьём — помогал вышить нимб Богородицы. В церкви сохранилась икона 19 века, напечатанная на бумаге, наклеенная на деревянную поверхность, вот на неё и нашивали ризу.

Младшая Маша очень любит рисовать. В данный момент девочка увлеклась кружевоплетением, осваивает коклюшки. Уже вовсю занимается дизайном одежды: делает отделку, вставки из кружев на сумочки, джинсы и другую верхнюю одежду. Безусловно, и ей нужна консультация матери, хотя целеустремлённость, свойственная Маше, помогает ей успешно «грызть гранит» необходимых познаний.

О возможности всё успеть Виктория Александровна говорит так: «Когда дети были маленькими, выкраивала время за счёт подходов к работе в течение десяти минут. Теперь, когда они выросли, помогает правильное распределение домашних дел между домочадцами».

Золотая ниточка

Не должна прерваться

Нельзя недооценивать то, чем сегодня занимается Виктория Александровна Бабашкина. Народы, как и отдельные личности, имеют свое лицо, свой физический и духовный облик, свою неповторимую историю и культуру. Человек, который не знает своих корней, не любит свою малую родину, не будет никогда уважать культуру и национальные чувства другого народа. Мало кто сейчас, наверное, помнит, например, о том, что в прежние века наша уральская живопись наиболее полно была представлена иконописью. По отзывам знатоков, качество туринских икон превосходило знаменитые суздальские, они предназначались для свободной продажи и широко распространялись на Ирбитской ярмарке.

Соприкосновение с народным искусством, традициями, их продолжение и развитие поддерживают интерес к прошлому и настоящему, воспитывают чувство патриотизма. Золотая ниточка не должна прерваться, в ней – духовная связь поколений.

Ещё в 2006 году В.В. Путин в своём вступительном слове на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» отметил, что «..уходящие в глубь веков национально-культурные традиции многочисленных народов нашей страны неразрывно связаны с нашей исторической памятью и связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм… Для нашей многонациональной страны разнообразие народного творчества, обрядов, обычаев, ремёсел не только бесценное наследие. Это наше общенациональное преимущество. Ведь культура народов России выполняет в обществе ключевую объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми, утверждению принципов согласия и толерантности».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

25