Меню
12+

Еженедельная общественно-политическая газета «Известия-Тур»

03.02.2020 23:04 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 03 (14567) от 24.01.2020 г.

Шерстяное чудо

Автор: Ирина ДАВЫДОВА

Ольга Дмитриевна Прошкина, однажды увидев вещи, сделанные из шерсти, навсегда увлеклась особой техникой рукоделия.

Валяние из шерсти или фелтинг (от англ. felt — войлок) — особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти создаются картины, объемные игрушки, декоративные предметы, одежда, аксессуары, шерстяное полотно, рисунок на шёлке или войлоке. В основе этой техники лежит свойство натуральной шерсти «сваливаться» или образовывать войлок.

Ольга Дмитриевна Прошкина – талантливый педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения

Всё-таки насколько богат наш русский язык: «валять дурака», например, значит, ничего не делать, а вот «валять шерсть» означает «обладать талантом рукоделия». Первый случай нам, конечно, неинтересен, зато как можно больше хочется узнать об особой технике рукоделия и о человеке, который не просто владеет ею, а живёт и купается в удовольствии творить на радость себе и всем окружающим.

Знакомьтесь: Ольга Дмитриевна Прошкина, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории МАОУ ДО ЦДО «Спектр». Валянием она занимается уже шестой год. Однажды увидела в Интернете интересные вещи, сделанные из шерсти, и просто «заболела». Надо сказать, что Ольга Дмитриевна с детства увлекается творчеством: в школе рисовала стенгазеты, плакаты, оформляла удивительные по красоте альбомы, обладала (и обладает!) тонким художественным вкусом. Она прекрасно вяжет – благо бабушка научила когдато «набирать петельки». Вот что она говорит сама о своём увлечении особой техникой рукоделия и причинах интереса к валянию у детей: «С шерстью работать мне всегда нравилось. Так же, как и все натуральные материалы (шёлк, хлопок), она приятна по ощущениям. И детям, которые приходят в кружок, нравится трогать её, такую пушистую и мягкую. Говорить о валянии шерсти – это еще и говорить о здоровье. Сам процесс вызывает положительные эмоции, что, безусловно, полезно. Привлекают ребятишек и яркие краски – современное производство радует нас многообразием цветовой гаммы. Мотивация детского творчества очень проста: покажешь, что можно сделать из шерсти, и детей это увлекает; они пробуют, экспериментируют».

Путём проб и экспериментов

Педагог признаётся, что в работе не всегда хватает знаний, а курсы или мастерклассы признанных рукодельниц стоят дорого, но она не унывает, предпочитая идти своим путём, выбирая метод проб и экспериментов в тесном сотрудничестве с детьми, которыми откровенно восхищается: «Загоревшись какой-нибудь идеей, ребята совершенно не чувствуют страха, замахиваясь подчас на такие вещи, на какие бы я, наверное, не решилась, но буквально иду на поводу у детей, и мне становится самой интересно, как воплотить идею в жизнь. Ломаем головы и путём коллективного «мозгового штурма» реализуем задуманное. Конечно, что-то интересное находим в Интернете. Чтобы родилось что-то своё, надо сначала сделать много работ, воспользовавшись чужими идеями».

Сообщество приятных друг другу людей

Дети, посещающие кружок, не просто любят его, они становятся фанатами этой техники рукоделия. Многие посещают объединение в течение пяти лет; как, например, Ксюша Крутикова, которая способна выполнить любую работу самостоятельно, тем более что у девочки есть способности к рисованию, и как раз в этой технике они реализуются.

В данном случае «объединение» очень точное слово по отношению к сообществу приятных друг другу людей. Ольга Дмитриевна отмечает: «Очень верной является мысль о том, что если ты сам увлечён искренне, творишь с Богом в душе, то обязательно найдутся последователи, которые пойдут за тобой». Конечно, не забывает она наполнить занятия с ребятами воспитательными моментами: во время непринуждённого общения (часто за чашечкой чая) говорит с ребятами о здоровом образе жизни, о событиях в стране, об общении в социальных сетях. Сама поддерживает с ними связь через мессенджеры – отправляет им картинки, эскизы, способные заинтересовать воспитанников, интересуется их успехами. И, конечно, педагог делает акцент на опасностях, подстерегающих детей. Особенно тепло и уютно в этой красивой, по-домашнему милой комнатке (так не хочется её называть «кабинетом!»), когда все собираются, чтобы отметить какой-то праздник. Кстати, многие приходят в кружок ради общения, и это лучше, чем слоняться по подъездам и даже подвалам. Педагог никого не понуждает к творчеству, справедливо считая, что только вдохновение и желание помогут сделать уникальную вещь. Нет желания именно сегодня творить – посиди, отдохни, просто порисуй. Думается, что отсутствие «обязаловки» и «принудиловки» как раз и обеспечивает полёт мысли.

Объединение приглашает старшеклассников

При записи в объединение «Шерстяное чудо», конечно, нет возрастных ограничений. Но всё-таки Ольга Дмитриевна предпочитает работать с ребятами постарше, объясняя это так: «Ученикам младших классов (и даже представителям «среднего звена») заниматься у нас сложно, так как им трудно объяснить, например, соблюдение пропорций при расчётах. Они затрудняются сделать выкройку для мокрого валяния, не учитывая того, что шерсть даёт усадку, что всё зависит даже от способа её раскладки, и поэтому надо правильно построить шаблон. Ведь 70% успеха – это понимание технологии».

Зато сколько полезных открытий в сфере практической математики делают школьники! Объединение посещают ученики городских школ, Туринского техникума, но больше всего традиционно представителей первой школы, находящейся в непосредственной близости. Особый интерес вызывает методика работы с детьми из ГКОУ СО «Туринской школы-интерната». Педагоги коррекционной школы постоянно сопровождают ребятишек, поскольку заинтересованы в развитии воспитанников, в раскрытии их потенциала. Надо сказать, что ребята занимаются не только валянием, но и в рамках объединения «Сюрприз» делают изделия из бумаги в технике папье-маше, поработали даже с фоамираном – изготовили прекрасные букеты цветов. Впоследствии они признались Ольге Дмитриевне, что эта техника для них сложновата и они предпочитают работать с бумагой. Но ведь и простая бумага в руках творческого человека превращается в сказку. В прошлом году из обычного гофрокартона, каких-то старых тряпок, клея и блёсток получились потрясающе красивые звёзды для новогоднего оформления. А сколько весёлых снеговиков, хитрых котов и забавных кроликов в смешанной технике сделали именно старшеклассники из коррекционной школы. А малыши порадовали педагога чудесными мышками на новогоднюю ёлочку.

Успехи и победы

Ольга Дмитриевна относится к своему делу очень трепетно, сама делает настоящие шедевры, не жалеет собственных финансовых «вливаний», а главное – щедро делится своими умениями с детьми, которых искренне любит. И ребята это чувствуют. Их замечательные работы – благодарность учителю и подтверждение правильности выбранных педагогических методик. Успехов и побед очень много: на каждой выставке – призовые места. А имена теперь уже одиннадцатиклассниц первой школы Вилены Чащиной и Эрики Захаровой вписаны в областную книгу «Энциклопедия детских достижений». Их блестящие исследовательские и творческие проекты, написанные в сотрудничестве с учителем истории А.Р. Тетюцкой, служат примером того, что и забытое ремесло валяния вдохновляет на развитие творческой мысли и научные открытия. Чтобы растить победителей, нужно быть победителем самому. Ольга Дмитриевна три года подряд становилась призером и победителем областного конкурса творческих работ педагогов декоративно-прикладного искусства «На крыльях творчества» в г. Камышлове.

«Не приведи Господь служить по учёной части!»

Конечно, есть и проблемы в работе руководителя объединением. Главная из них — никто не занимается финансированием, а все материалы, особенно шерсть, стоят дорого. А если добавить сюда покупку игл, клея, блёсток и разной прочей фурнитуры, то всё это выльется в достаточно круглую сумму. Не все родители это понимают. Да и, к большому сожалению, руководители.

Вступают в противоречие требования о наполняемости групп с метражом совершенно маленькой комнаты, не способной вместить большое количество детей. Просто вместить, а ведь им ещё нужно работать! Приходится группы делить на подгруппы, учитывать дружеское расположение детей, расписание в школе и прохождение образовательной программы.

Хочется также сказать, что к творчеству талантливых людей надо относиться максимально бережно и осторожно. Думается, что поговорка «Доверяй, но проверяй» — совсем не для них. Если уж не помогать, то хотя бы не мешать! Как тут не вспомнить великого Н.В. Гоголя: « Не приведи Господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Далеко за чудом ходить не надо

Не хочется уходить из этого мира, где на глазах оживает сказка: кажется, вот-вот шевельнёт хвостом и уплывёт в далёкий океан чудо-юдо рыба-кит; надоело, наверное, сидеть на полке артистам кукольного театра — лучше бы ребятишек повеселить на ёлке. Жалко, что не знают модницы, какая шикарная роза «расцвела» на подоконнике, какие сваляны чудесные брошки и другие декоративные украшения, а то, несомненно, использовали бы их в своём гардеробе. Разноцветные рыбки тонко намекают, что, по крайней мере, одна из них может творить чудеса. А изумительным картинам, выполненным в технике «шерстяная акварель» по репродукциям знаменитых русских художников, самое место в картинной галерее.

Не перестаёшь удивляться таланту наших людей. Вроде бы, и проводятся выставки, но хочется, чтобы каждый житель нашего города знал, что за чудом далеко ходить не надо – оно живёт в ЦДО «Спектр».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.