Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

09.06.2020 11:36 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 22 (14586) от 05.06.2020 г.

Это было недавно, это было давно

Автор: А.Д.Миронец, выпускница 1951 года. Материал подготовила Ирина Давыдова

Прочитала в газете «Известия-Тур» статью И. Жаровой «В начале жизни школу помню я» и сама не ожидала того, как она всколыхнёт мою память о школьной поре, ведь я тоже была выпускницей этой школы. Но, правда, это было совсем в другое время

Был 1944 год, ещё шла война, а я стала первоклассницей НСШ №2 (неполная средняя школа), или просто – «семилетки», так тогда называлась СОШ № 4. Располагалась она в старом здании, а во дворе стоял небольшой деревянный флигель, в котором проживал вместе со своей семьёй директор школы Сергей Фёдорович Страхов, участник войны, комиссованный по ранению в ногу. Он хромал и потому ходил с тростью. Через несколько лет этот флигель был снесён, а на его месте построено новое, ныне существующее здание школы №4.

Центрального отопления в то время не было, здание обогревалось печами, топки которых находились в коридоре. Истопник заранее натаскивал дрова, а когда мы уходили после второй смены домой, начиналась его работа по созданию нормальной температуры, комфортной для школьников и преподавателей. В каждом классе была керосиновая лампа, так как электричество часто отключали. Внизу, в конце коридора, была небольшая комнатка, вроде хозяйственного отсека, там кипятили воду для питья, грели чай, и в большую перемену наши учителя разносили по классам на фанерке маленькие кусочки хлеба, по пятьдесят граммов, и чай. Так поддерживали учеников в военные годы.

Нашу школу, кроме ребятишек из «слободки», посещали дети из близлежащих деревень: Санаевой, Ротановой, Ваньгиной, Чапышевой и других. Ходили они каждый день пешком, как в мороз, так и в весеннюю распутицу. Многие приходили озябшими в своих мокрых «обутках», тогда учителя разрешали им снимать промокшую обувь, носки и портянки и сушить их на верёвочках, возле печки. Иногда городские ребята с разрешения родителей оставляли у себя с ночёвкой деревенских ребят, жалея их и понимая трудности жизни.

Полы в школе были некрашеные, а уборка проводилась каждый день. Много лет проработала уборщицей тётя Шура Лачимова, её сын Вова учился в нашем классе, и её мы видели в школе почти целый день, она же подавала звонки. У тёти Шуры была большая мочалка, и после окончания уроков она внаклон драила полы.

Моей первой учительницей в начальных классах была Нина Филипповна Кобяшева, в отдельные периоды её заменяла Наталья Андреевна Кибирева. Училась я хорошо, первый класс закончила с Похвальной грамотой (теперь она хранится в музее школы). Особенно любила грамматику, арифметику и чистописание.

Учёбу во втором классе начали уже после победы, в 1945 году. Но трудности уходили из нашей жизни очень медленно.

Один из самых интересных периодов школьного времени – участие в пионерской жизни. Пионеркой я стала в третьем классе, а вожатой тогда была Антонида Васильевна Корсакова. Очень интересно проходили сборы, мы постепенно приобщались к общественной жизни. Начиная с четвёртого класса, ежегодно сдавали экзамены, к которым готовились по билетам. Конечно, очень волновались и переживали, но все переходили в следующий класс – второгодников не было.

В пятом классе нашим классным руководителем стал Павел Антонович Корсаков, бывший фронтовик, строгий и требовательный. Мы его слушались беспрекословно. Кроме урока физкультуры, он ещё вёл у нас географию. Позднее этот предмет стала преподавать Мария Екимовна Булатова. Как интересно было, стоя с указкой у карты, совершать путешествие из пункта А в пункт Б и рассказывать обо всём, что встречается на пути: о горах, о полезных ископаемых, о городах. И пусть географом я не стала, но любовь к этой науке пронесла через всю жизнь.

С пятого класса также мы начали изучение иностранного языка, у нас это был английский. Вёл предмет Ганс Иосифович Рассадович, немец по происхождению. Он плохо видел, носил очки, и мальчишки шутили над ним, и не всегда безобидно. Когда учитель иностранного языка уехал, то на смену ему пришёл Николай Павлович Фролов (говорили, что он приехал из Китая), образованный, культурный, интеллигентный мужчина. С нами он разговаривал на равных, прощал нам шалости. Мы его очень уважали.

Русский язык и литературу преподавала Вера Александровна Тихомирова, степенная, неторопливая, но очень требовательная. Очень много внимания она обращала на нашу разговорную речь, учила правильно строить предложения и выражать свои мысли на бумаге. В это время, после окончания института, появилась в школе Галина Васильевна Рычкова, которая время от времени также вела у нас уроки.

В седьмом классе мы начали изучение нового предмета – Конституции СССР. Вёл его сам директор школы Страхов, поскольку был историком. И один раз в неделю приходила медицинская сестра Любовь Михайловна Мысовских и учила девочек приёмам оказания первой помощи.

В 1950 году я вступила в комсомол, а в 1951 – семилетка была закончена, и нас перевели в среднюю школу №1. Начиналась новая страница школьной жизни.

К сожалению, время неумолимо. Нас, выпускников семилетки, остались лишь единицы. Но при встречах мы всегда с удовольствием вспоминаем школьные годы и с огромной теплотой – наших Учителей.

В заключение хочу сказать, что эту школу, но уже среднюю, в 1968 году закончила моя сестра, а в 1976 – мой сын. Но это уже другие истории.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1