Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

25.10.2021 15:19 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 (14657) от 22.10.2021 г.

22 дня в Салехарде

Автор: Михаил Горелов. Фото предоставлено автором.

Одна из акваторий Ямала. Суда рыбохраны готовы к выходу в рейд.

Туринский рыбинспектор помог северным коллегам в борьбе с браконьерами в акваториях Ямала

В рассказе о путешествии по северным просторам нашей великой России мне особенно хочется отметить мое пребывание в Салехарде, на великой реке Обь. Встретил меня этот суровый край державы со всей серьезностью и великим добродушием.

Территория, где находится устье Оби, впадающей в Карское море – это край, наполненный своеобразной жизнью и традициями. Здесь, как и во всей России, трудятся люди на благо нашей великой страны, учатся, строят дома, рожают детей и с уважением относятся к старикам. Коренные жители — ханты, всё те же рыбаки, охотники и оленеводы. Ранее я читал о них только в книгах и видел в документальных фильмах, но теперь мне довелось поговорить с ними, узнать много нового и сокровенного. За время пребывания на Оби мне посчастливилось увидеть своими глазами всю строгость и красоту местной природы.

Всё началось 8 сентября 2021 года — это дата начала моей рабочей командировки. Я сел в самолет в Тюмени, который поднялся в небо и устремился на Крайний Север, пункт назначения — Салехард. Я ВПЕРВЫЕ летел на самолете!!! Впервые поднялся так высоко, что перехватывало дух! Впервые увидел землю с высоты 15 тысяч метров — это прекрасно!

В Салехарде, в аэропорту, меня встретил коллега — заместитель начальника отдела рыбоохраны Олег Валерьевич Беляев. Первую свою ночь на Крайнем Севере я провел в помещении отдела. Спалось тревожно. Северный край готовил свою программу для очередного пилигрима.

9 сентября, рано утром, мы уже шли по Оби на катере КС, старший государственный инспектор Дмитрий Николаевич Азаренок знакомил меня с достопримечательностями Ямало-Ненецкого автономного округа. Река Обь, берега практически везде низкие, заболоченные, карликовые березки и традиционный для наших широт тальник. Вода в реке темная, как и у нас в реке Туре, скорее всего, влияние залежей торфа.

Первый день на воде, прохладно, ветер, небольшие волны, огромное количество чаек, уток, гусей и по парам летящих лебедей. Флора и фауна полны жизни. Поздно вечером мы пересели на корабль-теплоход, где началась моя работа как государственного инспектора отдела Госконтроля по Свердловской области НТУ Росрыболовства, вместе с северными коллегами я принял участие в патрулировании водных ресурсов на территории Ямала.

В сентябре на Ямале начинается нерест плавниковых, а вместе с ним и тотальный контроль за рыбаками. Белорыбица покидает насиженные места, поднимаясь вверх по течению, чтобы произвести потомство. А еще до конца ноября в бассейне Оби действует полный запрет на вылов щёкура. Закон суров. Штраф за один хвост щёкура — 3600 рублей, а за 30 — уголовное дело. Даже если с поличным браконьер не пойман, орудий лова он точно лишится.

На корабле нас уже ждала группа ОМОН из двух бойцов, ребята серьезные, спортивные, готовы к любым ситуациям. В таких отдаленных местах работа инспектора рыбоохраны очень опасна. Браконьеры нарушают закон. И, естественно, ведут себя агрессивно. Поэтому такие ребята из структуры силовиков очень нужны. С ними чувствуешь себя увереннее.

Патрулирование акватории Ямала велось нами и ночью. Во время таких рейдов мы использовали приборы ночного видения. Но главный залог успеха все-таки зоркий глаз и опыт инспекторов. Ночью в тишине услышать шум лодочного мотора несложно, другое дело — догнать рыбаков-браконьеров. Дело доходит до погони.

Только за один день рейдовой группе удавалось извлечь из воды несколько километров сетей. За рыбный сезон сети могут озолотить браконьеров на миллионы рублей. Но если попадутся инспекторам, потеряют больше. Но спокойнее на ямальских акваториях от этого не становится. Лодки курсируют, как машины по автобану. Хватает и плавных сетей, которые видно невооруженным глазом. Они считаются бесхозными даже если хозяин на реке, но не пойман при выборке рыбы, или не сознается, что это его собственность. Изъятую рыбу сдают в организацию, которая в Салехарде является официальным представителем Росимущества. Позже, после решения суда и экспертизы, браконьерский улов передается на переработку или продажу.

За 20 дней пребывания на корабле довелось попасть и в настоящий шторм. Могучая ярость непогоды обрушилась на нас во всей красе. Огромные волны бились о борт корабля, как будто вызывая меня — уральского парня, посмотреть на величие северного края, а я сидел в каюте и наблюдал за этим из иллюминатора.

Ну, вот и суровость сменяется милосердием. Ветер стихает, погода настраивается, теперь можно выйти на палубу корабля и согреться в теплых лучах солнца Салехарда.

Когда находишься так далеко от дома, то невольно задаешься вопросами: где лучше для человека? Какой же клочок земли русской подойдет для тебя, чтобы ты был по-настоящему счастлив?

Каждый путешественник находится в поисках неизведанного, загадки удаленных за горизонтом мест притягивают и меня, но каждый раз, прибывая в то или иное место, я оглядываюсь назад, в сторону дома. Необъяснимая сила влечет меня обратно, в свой край, где все близкое и родное, малая родина — дороже всего на свете.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

45