Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 (14645) от 30.07.2021 г.

Одарён талантом от Бога

Автор: Ирина ДАВЫДОВА

А.А. Жолобов полностью поглощен изготовлением очередного изделия./ Фото предоставлено автором.

Появление берестяного промысла уходит корнями в далёкое прошлое. У наших предков берёза вызывала ассоциации с сильным деревом, поэтому они использовали её кору для домашних надобностей.

Как говорит Александр Меновщиков, руководитель студии «Туринский сувенир», береста — удивительно солнечный материал, который дарит людям добро и тепло. И такими же качествами обладают изделия из бересты, изготовленные руками настоящих мастеров.

Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с самобытным русским талантом – Александром Александровичем Жолобовым, членом Ассоциации ремесленников Урала. 10 июля нынешнего года он участвовал в межрегиональном фестивале народных промыслов «Берестяная река Урала», и его работы были высоко оценены: Александр Александрович в номинации «Художественная береста» занял 3-е место.

РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ КАК ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСТВА

Родился и вырос Александр Александрович в деревне Новосёлово, в окружении природы — кругом был лес. Его мама была собирательницей лекарственных растений и сумела воспитать в сыне любовь ко всему живому.

Возвратившиеся с войны фронтовики строили дома, привозили деревья, возводили срубы. А у деревенских мальчишек в то время не было никаких игрушек, и они бегали по этим срубам. И вот запах серы, особый аромат навсегда остался в сердце нашего героя. Именно тогда появились первые попытки сделать что-нибудь из дерева. Мальчишки вырезали автоматы, пистолеты, умудрились даже под руководством Александра сделать легендарный пулемёт «Максим» на колёсах.

А в 1952 году А.А. Жолобову преподнесли туес, и он понял, правда, уже позднее, что сама судьба обязала его продолжать народные традиции берестяного ремесла.

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА И НАЧАЛО «БЕРЕСТЯНОЙ ЭПОПЕИ»

И всё-таки заниматься берестой он начал только пять лет назад, до этого, в 90-х, увлёкся резьбой по дереву.

К творчеству подтолкнула его встреча с известным туринским мастером – Г.Г. Куленичем (наша газета публиковала заметку о нём).

Уже через месяц был готов первый туес (ёмкость для хранения пищевых продуктов) из бересты. Вот так всё и началось. Все детские, юношеские впечатления как будто ждали своего часа, чтобы начать диктовать мастеру, как их отразить, чтобы сохранить очарование природы, прекрасного русского дерева, воспетого многими поэтами.

С чего же начинается творчество? Конечно, с выбора материала. Для этого приходится идти в лес и выбирать дерево не старше 15-20 лет. Кстати, экологи могут быть спокойны: никакого ущерба берёзовым рощам берестянщики не приносят, поскольку срезают только верхнюю часть, не углубляясь, не ковыряя ножом. Через два-три года дерево восстанавливается, становится ещё красивее.

А.А. Жолобов рассказывает об этом так: «Стараюсь искать делянки со срубленными деревцами, именно с них снимаю бересту как кожу. Если же приходится это делать с живым деревом, то вначале обниму его и сразу чувствую прилив энергии. Всегда помню о своей обязанности не нарушать ландшафт, не причинять ему ущерб».

Откуда же он берёт свои идеи для сюжетов, для такого необычайно красивого исполнения? Как правило, они приходят из обычной жизни, из детства; озарения настигают вечером, к концу дня, а чаще всего – ночью. Тогда приходится вскакивать с постели и делать зарисовки.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕКОМЕНДУЕТ УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЕ

До участия в межрегиональном фестивале «Береста Урала» у Александра Александровича состоялась персональная выставка в этнографическом музее города Ирбита, и восхищённые сотрудники музея посоветовали мастеру отправить работы на рассмотрение Художественного совета. Александр привёз три работы: старинный сундук, колодец-журавель, двухъярусную конфетницу. Последняя, кстати, вызвала вопрос: «Почему двухъярусная?» Пришлось нашему герою объяснять, что эта работа навеяна воспоминаниями голодного детства, когда так недоставало сладкого.

После положительного решения членов Художественного совета А.А. Жолобов стал участником фестиваля, который хоть и обозначен территориально как уральский, но на самом деле география его участников гораздо шире: приехали конкурсанты не только из Нижнего Тагила, Байкалово, но и из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Уренгоя, Уфы, Пермского края. В общем, фестиваль-конкурс был очень представительным. Отбор для участия в нём был довольно жёстким: прошли работы только двадцать мастеров.

Изделия туринского мастера не затерялись среди прочих. И снова помогло деревенское детство. Александр Александрович вспоминает: «Уже в 12-13 лет со своими сверстниками не просто ходили на сенокос, а были уже заправскими косарями, ставили очень много сена, устраивали соревнования. Для того чтобы наточить инструмент, нужен был оселок (точило). И носил его каждый где придётся. А я, помня об этом, сделал из бересты пояс косаря. Именно он привлёк больше всего внимания: его рассматривали, держали в руках».

Впечатления от фестиваля – только позитивные: встречались редкие по своей душевности люди, очень талантливые, а главное – единомышленники, живущие своим делом. Удалось многое почерпнуть из опыта других людей, появились задумки насчёт прорезной бересты, плетения (хотя он уже и сейчас владеет этой техникой).

Хочется верить, что этот талантливый мастер и очень позитивный человек с душой поэта ещё не раз удивит нас своим творчеством, примет участие в различных конкурсах и в очередной раз прославит Туринскую землю.

СПАСИБО МАСТЕРАМ

В прошлом береста занимала большое место в жизни крестьянина. Без неё невозможно было представить себе его быт. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. Трудно поверить, но в 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты. Возможно, кто-то усмехнётся: «Всё это осталось в далёком прошлом, и современному человеку это ни к чему». Ну, не скажите! И сейчас очень много желающих приобрести берестяные изделия: туеса, солонки, хлебницы, даже салфетки и многое другое. Пусть не так быстро, но возрождается интерес к национальной культуре и народным промыслам. И надо за это сказать спасибо нашим мастерам.

А ещё хочется поблагодарить Александра Сергеевича Меновщикова за его поддержку туринских талантов, за горячее стремление – не дать исчезнуть народному творчеству.

К ТЕМЕ:

По словам министра инвестиций и развития Свердловской области Виктории Казаковой, сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов — важная государственная задача.

При поддержке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева в регионе ведется системная работа по продвижению народных художественных промыслов и поддержке мастеров. В 2020 году правительство региона утвердило порядок предоставления субсидий, это новый инструмент, который позволит компенсировать часть затрат производителей уникальной продукции.

Она отметила, что специфика производства изделий народных художественных промыслов заключается в их высокой себестоимости, обусловленной значительной долей ручного труда и необходимостью соблюдения традиционной технологии производства. Финансовая поддержка позволит минимизировать затраты на производство изделий, сохранить объемы выпуска на территории области.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11