Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

06.07.2022 09:43 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Здесь начиналась Сибирь»

Автор: Л.В. Давыдова, заведующая Туринским филиалом СОКМ им. О. Е. Клера./Фото предоставлены автором

Одна из экспозиций краеведческого музея в Туринске посвящена походу Ермака.

«Живут такие люди...»

Современный отсчёт истории Туринского края принято вести с начала легендарного похода Ермака в Сибирь (1581 год). Но как доказывают археологические раскопки (у слияния реки Тагил и реки Туры; на Личинском поселении: Свердловская область, Слободо-Туринский район; в районе Осинового озера, старица реки Ница: деревня Юдино, Ирбитский район), при которых обнаружены древнейшие поселения – стоянки человека, люди на территории нашего края селились и проживали многие сотни и тысячи лет назад. Сведения о них часто покрывались легендами и мифами. Новгородцы-ушкуйники, ходившие в Зауральские края за пушниной ещё в начале второго тысячелетия, приносили во многом фантастические сведения о «человецах незнаемых, обитающих в той дикой стране…». «Живут там люди-самоеды, зовомые монгол зеи. А ядь их мясо оленье да рыба. Да между собою друг друга едят, а в землю не хоронят…» (А. Бычков «Исконно русская» земля Сибирь»).

Дошли до нашего времени и почти сказочные сведения о якобы проживавших на территории нынешнего Зауралья племенах людей-карликов («болотных людей» «чудь белоглазая»), неожиданно куда-то исчезнувших. Письменные свидетельства, пусть и скудные до Ермакового периода истории Сибири и освоение ее русичами, доносят до нас следующие сведения: ко времени начала похода Ермака в Сибирь территорию современного Туринского края населяли ханты и манси (остяки и вогулы), а также сибирские татары.

Их считают коренными жителями нашего края, хотя на этот счёт у историков нет единого мнения. Вопрос о том, когда и насколько прочно земли по верхнему и среднему течению Туры вошли в орбиту политического и культурного влияния Сибирского ханства, во многом остается открытым, так же, как и связанный с ним вопрос о составе (угорском или татарском) населения этой местности. Летописные свидетельства крайне противоречивы. Например, «Пустозерский летописец», описывая приход Ермака в пределы Сибирского ханства, сообщает о преимущественно татарском населении края («И по Туре тотарския острожки и юрты изгономпоплениша, и тотарпосекоша...»). «Румянцевский летописец», напротив, упоминает на этих землях только вогульское население: «река Тура, по ней же живут вагуличи, язык имеют свой, поклоняются идолом», — считает краевед К. И. Зубков, о чём пишет в своей книге «Ворота Сибири. История Туринского края в геополитической панораме Сибирского «взятия»».

В период захвата сибирского «престола» Кучумом граница продвижения татарского населения в бассейне Туры фиксируется более или менее точно: это юрт татарского князца Епанчи (Япанзы), которому «подчинялись и живущие в тех местах вогулы».

В поход во владения Кучума

В конце зимы 1582 года атаман Ермак и его флотилия, перетащив волоком по льду суда до верховьев реки Тагил, двинулись в сторону реки Туры. Г.Ф. Миллер же утверждает, что по Баранче до устья Тагила казаки спустились на плотах, поскольку перетащить волоком даже мелкие суда было не под силу его людям. На реке Тагил Ермак построил новые струги (Г.Ф. Миллер «История Сибири»). За перевалом путь был намного легче. По высокой полой воде в конце весны 1582 года струги скоро вошли в реку Туру. Здесь начинались владения вогульского князька Епанчи – союзника хана Кучума. Флотилия более чем из 80 струг растянулась почти на версту и имела внушительный вид. Струги легко и быстро неслись по течению реки Туры, в успокоившейся светлой после половодья воде, ясно отражались кольчуги, металлические шлемы, щиты, пищали. «Железные люди с железными сердцами плыли в сторону мрака».

На каждом из стругов сидело по 20 гребцов. В основном это были сильные молодые воины, спаянные жесткой дисциплиной. Слух о движении вооруженных людей по реке Туре быстро разнесся по владениям Кучума. Всё чаще из-за густых зарослей прибрежной полосы стали появляться вооружённые стрелами группы всадников. Но Ермак старался избегать стычек. Река Тура недалеко от Епанчина (городка князька Епанзи) в районе Усениновского Яра (современное село Усениново Туринского городского округа) делает крутой изгиб. В этой излучине князь Епанзя, собрав большое количество своих людей, решил преградить путь казакам, хотя те еще никаких враждебных действий не проявляли.

Исследователь Г.Ф.Миллер сообщает, что для отражения похода Ермаковых казаков по реке Туре Епанча, которому подчинялись угорские и тюркские племена, собрал со всех окрестных местностей «татарский и вогульский отряд».

Подступив к берегу реки на территории современного села Усениново, воины Епанчи обстреляли из луков отряд Ермака. В струги полетели сотни стрел и уклоняясь от них, Ермак повелел приблизиться к противоположному берегу и стрелы, не достигая цели, падали в воду далеко от бортов.

Но князь Епанча, однако, не унимался. Пройдя со своим конным воинством более короткой сухопутной дорогой, он опередил казаков, плывших кружным путем по воде, и под самым городком Епанчин-Юрт он вновь встретил дружину Ермака и опять пытался атаковать. На этот раз Ермак не уклонился от сражения, впервые за Уралом обнажив свой меч.

Первый бой у епанчин-юрта

Оценив обстановку, взвесив свои силы, атаман приказал направить струги к берегу недалеко от устья реки Ялынки. Прикрываясь щитами от вражеских стрел, казаки приблизились к берегу на расстояние ружейного выстрела и дали залп из пищалей, не высаживаясь на берег. Воспользовавшись замешательством врагов, вызванным дружинным залпом, Ермак часть стругов направил в обход по речке Ялынке, а с остальными силами пошел на штурм городка. Впервые на сибирской реке струг стал плавучей боевой крепостью. К тому же в первый раз встретившись с «огненным боем» — стрельбой из пищалей, воины Епанчи дрогнули и стали отступать (А.И. Новоселов «Туринск православный»).

Боевой опыт казаков и имевшееся у них огнестрельное оружие, помогли одолеть заслон аборигенного войска. Вояки Кучума были относительно хорошо вооружены, к тому же привлеченные угорские князья могли выставить не только дружинников, но и племенное ополчение. Кучумовцы пользовались, преимущественно, методами партизанской войны, но у их противника был иной, европейский опыт ведения огнестрельного боя.

Стратегическое поражение Кучума было предрешено характерным для его государства несоответствием между внутренними возможностями и внешними запросами.

В результате короткого, но жестокого боя, казаки высадились на берег и вошли в Епанчин-Юрт (А.П. Ярков «Прикосновение к векам. Туринская старина. Историко-родоведческий сборник»).

В бессильной ярости бежал с места боя князь Епанча. Его попытка сопротивления, видимо, сильно досадила Ермаку. Атаман проявил резкую суровость, приказав в наказание за учиненное нападение забрать всё, что было в городке ценного, а сам городок сжечь. Этим он хотел примерно наказать непокорных, чтобы показать другим, как опасно оказывать сопротивление его дружине. В дальнейшем же он обычно ограничивался взятием ясыря (дани) с побежденных и обращением вчерашних врагов в союзников (А.И. Новоселов «Очерки об истории города Туринска»).

После первого боя у Епанчин-Юрта дружина Ермака поплыла дальше вниз по Туре до реки Тобола, не встречая сколько-нибудь значительного сопротивления. К осени Ермак, одержав победу над основными военными силами хана Кучума, с ходу взял столицу Сибирского царства Кашлык (Искер, Сибирьё).

Наследие ермака

Краеведы А. Новоселов и А. Смирных в книге «Здесь начиналась Сибирь» повествуют: «После известного боя под Епанчином 22 мая 1582 года Ермак оставил на покорённом становье свой дозор под доглядом Еремейки Булата. Кстати, не он ли, старший той группы, дал потом фамилию, весьма распространенную в округе?». Казаки сразу же принялись за дело и впервые в водах Туры отразился православный крест рубленой часовни на месте первого боя русичей и сибирского этноса.

Память об этих легендарных событиях бережно хранится на Туринской земле. В экспозиции краеведческого музея Туринского филиала СОКМ имеются подлинные артефакты присутствия дружины Ермака в Епанчин-Юрт: пищаль и боевые ядра, кожаный сосуд для жидкости, холодное оружие, осколки русской керамической посуды XVI века, фрагменты деревянных укреплений первого острога.

Каждому туринцу известно место первого боя в черте городской набережной, а Усениновский яр — место первой встречи конницы Епанзи и проплывающей флотилии увековечил Суриков на знаменитом полотне. В русле реки Туры есть овальный остров, по преданию это затонувший струг за четыре столетия был занесен илом, речным грунтом и порос бурной растительностью. Носят туринцы фамилии первых русских поселенцев–казаков на сибирской земле. А сельские населенные пункты наравне с аборигенными названиями указывают на историческое прошлое. Например, деревни Зыряне и Казаки. В селе Шухруповском школьный музей очень подробно изучает значение похода Ермака в истории села.

Ежегодно дошкольники, ученики младшего школьного звена начинают новый учебный год с посещения тематического занятия «Люби и знай свой край» о великих подвигах первопроходцев в истории родного края в краеведческом музее. В цикле музейных уроков «Дни воинской славы России» есть занятия, посвящённые присоединению и освоению Сибири. Через музейные тематические занятия научные сотрудники прививают подрастающим поколениям туринцев любовь и гордость к историческому прошлому своей малой родины.

У туристов и гостей Туринского городского округа вызывает неподдельный интерес обзорная экскурсия по городу с осмотром мест пребывания казаков. В фондах Туринского филиала СОКМ хранятся архивные материалы, краеведческие очерки, видеохроники экспедиций от 1996 года по следам Бабиновского (сибирского, государевого) тракта, часть которого идет вдоль реки Туры маршрутом следования казаков.

Научные сотрудники Туринского филиала СОКМ пополняют знания, изучая новые исследования по данной теме и совершенствуют экскурсионный материал, ставя перед собой приоритетную цель и задачу – привить посетителям патриотизм и преемственность поколений.

Да, мы признаем, поход Ермака и освоение Сибири содержит еще немало белых пятен и тайн, значит впереди нас еще только ожидают новые интересные и удивительные открытия об истории нашей малой родины – города Туринска и Туринского края, откуда начиналась Сибирь.

Фигура Ермака, вырезанная из дерева.

Пищаль и боевые ядра дружины Ермака.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

145