Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

25.02.2021 15:56 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 (14622) от 19.02.2021 г.

Годы воинской службы воспитали лучшие качества

Автор: Ирина ДАВЫДОВА

Еще одному нашему земляку во времена своей юности довелось служить на Семипалатинском полигоне, где проходили ядерные испытания атомных бомб. О его непростом жизненном пути нам поведал О.И. Семухин, член Совета МО СООО ветеранов, пенсионеров Туринского городского округа.

Фёдор Евгеньевич Шориков (на фото) родился 20 августа 1953 года в городе Туринске. После окончания обучения в средней школе № 1 Фёдор был призван на срочную службу в ноябре 1971 года. При распределении новобранцев в призывном пункте ст. Егоршино ему не повезло. Ни ему, ни его сослуживцам не говорили, куда их распределили. А отправился парень вместе с другими сослуживцами в Казахстан, на Семипалатинский полигон. Они не знали этого всю дорогу. Старший лейтенант на все вопросы солдат о том, куда они едут, отвечал: «Приедете — узнаете». Ехали долго: в пассажирском поезде через Челябинскую и Оренбургскую области, через восточный Казахстан до г. Семипалатинска, затем до ст. Конечная, а после этого на автобусах через бесконечную степь и, проходя десятки КПП, — на площадку «Ш» Семипалатинского полигона.

Во время службы солдата Шорикова действовал подписанный в Москве договор 1963 года о запрещении ядерных испытаний в трех средах — в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Оставались только подземные штольни.

Испытывать атомную бомбу нужно на реальных объектах, поэтому в непосредственной близости от места взрыва расположены настоящие элементы обычной человеческой жизни: в одном выстроен типичный квартал жилых домов, в другом — притулился десяток автомобилей, в третьем — живые овцы, собаки и свиньи, одетые в жилеты со встроенными дозиметрами. Не обошлось без целой станции метро, фрагментов автомобильной, железной дорог и минного поля. Нет только человека — он притаился за декорацией масштабного советского ядерного спектакля. Это так называемый круг первый. Самое ближайшее к центру взрыва цепь оцепления. После взрыва солдаты оцепления собирали датчики, фрагменты объектов и все это свозилось в научно-исследовательский институт. Взрывы в основном проводились летом. А зимой солдаты подразделения, где проходил службу Фёдор, превращались в младших научных сотрудников и выполняли в НИИ обязанности лаборантов.

Полигон был большой советской тайной, поэтому солдатам почти ничего не объясняли. И только один раз кто-то тихо сообщил, что в месте, где они служат, проводят испытания ядерного оружия. Некоторые сослуживцы Фёдора пытались зарисовать огромные жёлтые грибы, разрывавшие воздух казахской степи, в письмах к родным. Но их тщательно проверяли: послания с рисунками уничтожали, авторов вызывали в комиссариат. Письма, прошедшие проверки, шли долго, а писать разрешалось только членам семьи. О радиационной опасности солдаты не знали. На полигоне без специальной защиты, а часто и в неведении, что это за место, жили и работали десятки тысяч солдат- срочников. Мой герой вспоминает: «Климат на полигоне был резко континентальный. Днем + 35, ночью -5. Конечно, это не круглый год, а больше в весенне-летний период. Весной на две недели вся степь покрывалась цветами. А затем — одна сгоревшая от солнца трава, да перекати поле вдали и степь без конца и края. Дорог не было, были направления».

После демобилизации Фёдор Евгеньевич отдохнул разрешенные два месяца и вместе с другими дембелями уехал в город Ленинград. В1974 году поступил на учебу в училище при заводе «Большевик». Ленинградский государственный завод (ныне АО «ГОЗ Обуховский завод») был военным заводом, то есть абсолютно закрытый. Вход только по пропускам. Фёдор Шориков проработал в кузнечном цехе газоэлектросварщиком 4-ого разряда один год. За это время он проявил себя активным, грамотным специалистом, и ему предложили поработать внештатным инструктором орготдела в Невском райкоме ВЛКСМ. Отработав в цехе еще два года, Фёдор получил 5-й разряд газоэлектросварщика, до которого многие сварщики идут практически несколько десятков лет, и его взяли штатным инструктором орготдела. В его обязанности входило курирование комсомольских организаций промышленных предприятии Невского района, организация работы комсомольско-молодёжных коллективов.

В 1979 году Шориков переехал на Крайний Север, там устроился газоэлектросварщиком в строительный трест. И работал там до выхода на пенсию в 2003 году. Будучи уже на заслуженном отдыхе, он прожил на севере еще 7 лет. И вроде бы все хорошо: любимая рыбалка, сибирские просторы, личный катер. Но видимо, как в известной песне Виктора Цоя: «Перемен требуют наши сердца», Фёдору Евгеньевичу тоже захотелось перемен. Он побывал в гостях у многих своих знакомых, живущих в разных уголках России, но сердце не успокоилось. Поэтому вернулся он на свою малую родину — в город Туринск. Его активный, деятельный, решительный и непоседливый характер не давал ему покоя. И решил он создать организацию ветеранов, отслуживших на Семипалатинском полигоне. В настоящее время организация насчитывает 20 членов и на правах первичной организации входит в состав местного отделения СООО ветеранов и пенсионеров Туринского городского округа.

Деятельность председателя первички как нельзя лучше характеризуют слова председателя Совета МО СООО Николая Ивановича Кузнецова: «Фёдор Евгеньевич Шориков присоединился к ветеранскому движению три года назад в качестве председателя организации ветеранов подразделения особого риска «Семипалатинский испытательный ядерный полигон». Сдержанный и спокойный, рассудительный и справедливый — он всегда может достичь согласия с любым человеком. Его мнение авторитетно и значимо для всех членов Совета ветеранов, которые очень ценят Фёдора Евгеньевича еще и за чувство юмора, умение создать хорошую атмосферу и поднять настроение!

За столь короткий срок Фёдор Евгеньевич показал себя отличным организатором, который способен поддержать, оказать посильную помощь или дать совет любому, кто к нему обращается.

Ни одно мероприятие не обходится без его участия, и в каждом из них Фёдор Евгеньевич играет очень важную роль. Организовать, собрать, перевезти, приколотить, отремонтировать — все поручения им исполняются легко, быстро и качественно. Очевидно годы воинской службы на секретном объекте, воспитали в нашем герое самые лучшие качества, присущие человеку.

За вклад в ветеранское движение Туринского района Фёдор Евгеньевич Шориков не раз награждался почетными грамотами и благодарственными письмами разных уровней».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5