Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

30.10.2021 13:56 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 (14658) от 29.10.2021 г.

Главное – сохранить в себе Человека!

Автор: Ирина ДАВЫДОВА

Э.И. Черемера (в центре) — любящая мама и бабушка. / Фото из семейного архива Э.И. Черемера

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Трагедия первой половины 20 века коснулась судеб очень и очень многих граждан страны, попавших в жернова массовых арестов, выселений, расстрелов.

Среди репрессированных были, конечно, разные люди. Кого-то арест, принудительное переселение просто сломали, искалечили судьбу, перечеркнули будущее. Но немало нашлось среди представителей нашего многонационального народа тех, кто выстоял, перенёс мучения, издевательства, но не сдался и, более того, не озлобился, а сохранил в своей душе лучшие человеческие качества.

Именно к таким людям относится семья Браун. О непростой судьбе своих родителей вспоминает их дочь — Эмилия Иосифовна Черемера.

Её родители оказались жертвами политических репрессий. Отец, Иосиф Браун, был родом с Кавказа, из Минеральных Вод, а мама, Эмилия Кресс (в девичестве), родом из Саратовской области. Летом 1941 года по Указу о переселении поволжских немцев они насильно были высланы. Маму сначала отправили в Алтайский край, а затем уже в трудовую армию, на спецпоселение в Свердловскую область. На родине они оставили всё: свои семьи, родных и друзей, дома и всё имущество — брать с собой ничего не разрешили. На спецпоселении они жили и работали в тяжелейших условиях. Приходилось трудиться на лесоповале в рваной одежде и в дождь, и в холод. Многие просто не выдерживали такого и умирали. В те годы власти строго придерживались негласного приказа советских функционеров: «Следует твердо помнить, что спецпереселенцы есть социально-опасный элемент, который находится на известном режиме людей, лишенных гражданских и политических прав. Расценивать их как местное население не следует». Так утверждали люди, которые знали, что репрессированные не совершали никаких преступлений, а были высланы как якобы «враги народа». Всю тяжесть такого положения усугубляло варварское отношение к спецпереселенцам административного персонала. Тяжёлый труд, нечеловеческие условия жизни, случаи издевательства – вот что довелось испытать репрессированным. Питание было очень скудным, им фактически не обеспечивали переселенцев. А между тем, им было запрещено собирать в лесу ягоды, грибы, шишки. Ссыльные ходили осенью по полю после уборки и подбирали подмёрзший, а иногда и просто гнилой картофель. В общем, делалось всё, что способствовало физическому уничтожению спецпереселенцев. К ним относились только как к рабочей силе, которую необходимо принуждать, не стесняясь в средствах. За всеми ссыльными осуществлялся строгий контроль. В спецпереселенческих поселках это делали коменданты, имевшие права сельского совета. Ссыльные не могли без разрешения коменданта выехать в другой поселок, а после работы надо было ежедневно отмечаться у него.

Здесь, в поселении, Иосиф и Эмилия встретились, познакомились и создали семью Браун.

До 1956 года им не разрешалось никуда выезжать. Когда многие немцы после 56 года уехали, то семья Браун и ещё несколько семей остались, наверное, потому что не знали, к чему вернутся. У них родилось трое детей, отец стал работать. Эмилия Иосифовна вспоминает: «Вообще родители нам ничего не рассказывали в детстве, только старались оградить от обидчиков. В школьные годы, помню, мальчишки нас дразнили «немцами». Мама нас провожала в школу и встречала, чтобы защитить. Но были и подружки, с которыми до сих пор поддерживаем связь. В школе мы также были и октябрятами, и пионерами, и комсомольцами. Только во взрослой жизни родители понемногу что-то стали рассказывать, искать своих родственников. Уже в 60-е годы нам писали письма, отправляли посылки, фото из Германии — это были сестры отца; они, видимо, смогли туда выехать. Старшая сестра уехала сразу после школы в Куйбышев (ныне Самара) и живёт там и сейчас. Младший брат стал учителем, они с женой работали в школе посёлка Фабричное, потом уехали в город Арамиль».

В 60-е годы жить стало легче. Появилась возможность приобрести домик, держать скотину. Отец Эмилии Иосифовны работал на бойне. Поскольку он был прекрасным специалистом в этом деле, то односельчане часто обращались к нему по поводу забоя скота, а рассчитывались мясом. Как истинные немцы, хозяйственные и деловитые, Иосиф и его жена не только держали свиней, но и научились делать из мяса этих животных вкусные колбаски. Позднее Иосиф устроился на работу бухгалтером-экспедитором.

Но тоска по родным местам никуда не исчезла. «Мама иногда затянет немецкую песню со слезами на глазах, — рассказывает Эмилия Иосифовна, — а мы спрашиваем: «Что ты, мама?». А она ответит: «Родину вспоминаю, тоскую». Обиженные они всё-таки были».

Прошло время, закончив школу, Эмилия Иосифовна получила профессию воспитателя и всю жизнь проработала в детском саду, имеет многочисленные награды и звание «Ветеран труда».

Судьба как будто постаралась компенсировать женщине все детские обиды и далеко не простую жизнь. У неё прекрасная семья – с мужем Юрием Григорьевичем Эмилия Иосифовна прожила в браке 50 лет, и 6 ноября родные и близкие будут их поздравлять с золотой свадьбой.

Радуют пенсионеров две взрослые дочери, три внука и внучка.

Уходят в даль события прошлого, но человеческая память не даёт им исчезнуть бесследно. Забыть такое беззаконное уничтожение наших соотечественников нельзя! 30 октября надо поклониться всем, кто был расстрелян, умер от голода или издевательств, а ещё тем, кто рассказывает своим детям и внукам горькую правду, чтобы и подрастающее поколение знало, какую цену заплатили за их счастливую жизнь прадеды и деды, ставшие жертвами политических репрессий.

«Быть сильной вопреки судьбе»
(Школьное сочинение внучки героини нашей публикации Э.И. Черемера)

Наверное, у каждого человека в жизни есть пример для подражания — тот, кого любишь, уважаешь, восхищаешься им и гордишься. Это могут быть известные артисты, спортсмены, президенты и космонавты, а могут быть люди, которые живут рядом: твой учитель или соседка, или кто-то из твоих родных. Для меня примером является моя бабушка.

Её зовут Эмилия Иосифовна, девичья фамилия — Браун. По национальности она немка. Её родители были репрессированы во время Великой Отечественной войны. Судьба моих прабабушки и прадедушки была нелегка. Они потеряли свои семьи, своих близких. Только через много лет они узнали, где находятся их братья и сёстры. Кто-то оказался в Германии, кто-то в Казахстане. А мой прадед Иосиф и прабабушка Эмилия были сосланы в наш Туринский район, на тяжелые работы в трудлагерь.

Они создали семью, и у них было трое детей. Непросто было таким семьям. Были ситуации, когда их унижали, несправедливо обижали. Моя бабушка Миля иногда вспоминает о том, что, когда они учились в школе, старались быть незаметными, не проявляли активность, мало с кем дружили, редко рассказывали о себе и своей семье. Но время шло... И отношение государства и простых людей к тем, кто невинно пострадал во времена репрессий, лишился родины, своего дома, своей семьи, стало меняться...

Моя бабушка получила профессию педагога и всю свою жизнь проработала воспитателем детского сада. Бабушку уважали в коллективе и сейчас уважают в поселке, она имеет награды за свой труд, звание «Ветеран труда».

Сейчас бабушка на пенсии. Но и сегодня она активна. Кроме домашних и огородных дел, она любит посещать концерты, праздничные мероприятия как в поселке, так и в городе. Мои бабушка с дедушкой прожили вместе 50 лет, и на Дне поселка в этом году их чествовали! Посещает бабушка и мероприятия, которые посвящены памяти репрессированных, организованные в РДК и у памятного знака жертвам политических репрессий в центре нашего города.

Сегодня моей бабушке 71 год, и, конечно, бывают моменты, когда я начинаю волноваться за здоровье своей бабушки, например, когда у неё поднимается давление или болит спина. В такие моменты бабушка звонит маме, и все сразу начинают переживать.

Сейчас из-за напряжённой учёбы я вижусь с бабушкой редко. Но когда бываю у неё в гостях, она рассказывает о своей молодости, о моей маме в детстве. А вообще-то, когда мама вышла на работу, а мне было полтора года, моя бабушка Миля полгода каждый день ездила нянчиться со мной. То есть мой первый детский сад был на дому, а моей первой воспитательницей была моя бабушка.

Несмотря на непростое детство, бабушка Миля не озлобилась, не разочаровалась в жизни, она любит свою семью, своих детей и внуков, старается всем нам помогать, дает добрые советы. Она учит меня так:

Живем под одним небушком,
швырнули в тебя камешком -
ответь на него хлебушком.

Я думаю, что так и нужно жить!

Я очень люблю свою бабушку и безумно рада, что она у меня именно такая!

Мария Кайгородова, учащаяся МАОУ СОШ №1

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

30