Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

14.05.2021 13:49 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 (14633) от 07.05.2021 г.

Голод был сильнее боли

Автор: Ирина ДАВЫДОВА

Баба Шура и её правнук Марк — лучшие друзья./Фото автора

В преддверии очередной годовщины Великой Победы мы с гордостью говорим о подвигах и мужестве русского солдата, но хочется вспомнить и о детях, которым выпало страшное, голодное детство, опаленное войной. Они встретили её в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Не детская эта тяжесть – война, а они хлебнули горя полной чашей, даже слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Это поколение тесно примыкает к ветеранам и помнит военное и послевоенное время.

Александра Георгиевна Загайнова (Карагаева) родилась 1 августа 1934 года в деревне Карагай, в ту пору Ленского района. Когда ей было пять лет, родители переехали в Туринск. А через два года началась Великая Отечественная война.

27 июня 1941 года её отец Карагаев Георгий Михайлович отправился на фронт. Александра Георгиевна до сих пор помнит тот самый эшелон, где на открытых платформах очень длинного состава стояли машины, помнит, как плакала, прощаясь с папой, как будто предчувствовала, что не увидит его больше никогда.

В 1943 году семья получила извещение, что Георгий Михайлович пропал без вести. Родные знают лишь только то, что в октябре того 43 года он воевал в Смоленской области, получил ранение плеча, вышел из окружения и воевал в партизанском отряде. Поиски сведений о его судьбе в течение многих лет ни к чему не привели.

А для семьи, в которой было четверо детей, а самой младшей исполнилось всего две недели, настали трудные дни. Денежная поддержка была слишком мала – получали всего 360 рублей, при этом на рынке ведро картошки и буханка хлеба стоили по 300 рублей.

Взрослые и ребятишки, конечно, недоедали. Весной ходили по полям и собирали картошку, которую затем чистили, толкли и пекли из неё лепёшки. Варили суп из крапивы, лопуха, даже из его корня – лишь бы был погуще. Конечно, мучились животами, но голод был сильнее боли.

Бывало такое, что во время войны несколько дней не давали хлеба – на пекарне не было дров. Поэтому за мукой, которую давали вместо хлеба, занимали очередь в пять часов утра. Матери некогда было стоять в томительном ожидании целый день, поэтому третьеклассница Шура волоком тащила домой тяжёлый мешок.

Чуть легче было весной, когда можно было нарвать щавеля и полевого лука.

А ведь детям приходилось и в ту тяжёлую пору учиться. На большой перемене им приносили в класс на досочке каждому по кусочку хлеба, размером со спичечный коробок. Но, как вспоминает Александра Георгиевна, все ученики были очень дружными, не было скандалов и драк. Ребята делились друг с другом радостью и горем. Вместе плакали над похоронками и читали письма отцов с фронта. А как скучали по сильному и надёжному мужскому плечу! Они уже маленькими осознавали своё сиротство, понимали значение слова «безотцовщина». В памяти Александры Георгиевны отец навсегда остался добрым и заботливым, безгранично любящим своих детей. Она до сих пор гордится им, поскольку он был уважаемым человеком, его даже выбирали председателем колхоза.

Но при этом наша героиня считает, что всяческого восхищения и преклонения достойна её мама Ульяна Михайловна, которая в эти тяжёлые годы не отказалась ни от одного своего ребёнка, хотя такие предложения были. Она выкормила и воспитала всех достойными людьми. При этом женщина умела всё: колоть дрова, косить сено, шить и вязать. И никогда не жаловалась, что ей тяжело, а лишь только повторяла: «Переживём. Надо терпеть».

А ведь с какими трудностями был сопряжён её ежедневный труд, равноценный подвигу! Для их кормилицы-коровы приходилось косить сено за шесть километров от Гуся и вывозить его на себе. Чтобы не замёрзнуть зимой, Ульяна Михайловна ходила в лес рубить деревья, потом вместе со старшими ребятами тащила дрова на санках, а летом на тележке.

К каждому учебному году женщина старалась порадовать своих детей обновками: переделывала пальто, платья, а сын Аркадий даже как-то раз получил «костюм» из брезента.

И вот теперь, в наше время, Александра Георгиевна не может понять тех матерей, которые с лёгкостью отказываются от своих детей, а иногда и лишают их жизни. «Трудное положение», по её мнению, – это совсем не про сегодняшние дни.

Как ни парадоксально, но воспоминания нашей героини о суровом военном времени связаны и с хорошими моментами: взрослые и дети старались помочь тому, кто в этом нуждался. И, наверное, поэтому у поколения, пережившего войну, нет в сердцах злобы, ненависти и зависти, их души светлы и чисты.

Да, война лишила их детства, но в то же время научила на примере своих родителей честному и самоотверженному труду. Александра Георгиевна 30 лет проработала поваром в общепите. Имеет только награды, благодарности и почётные грамоты. Она отмечена орденом Знак Почёта, юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», значки «Отличник советской потребительской кооперации», «Ударник десятой пятилетки», «Победитель социалистического соревнования». Но есть ещё то, что неизмеримо ценнее всех наград – человеческое уважение. Главного повара школы № 4 всегда только добрым словом вспоминают бывшие ученики и педагоги. Все единодушно отмечают: «Так вкусно нас не кормили даже дома!»

С огромной любовью относятся к Александре Георгиевне её родные: двое детей, четыре внука и семь правнуков. И это объяснимо – трудно найти ещё такого человека, мудрого, деятельного, несмотря на преклонный возраст (в августе исполнится 88 лет), и всегда позитивного.

Каждый уходящий год всё дальше и дальше отдаляет нас от событий Великой Отечественной войны. Но это время не стерлось из памяти, потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество. Дети войны, как могли, в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых сил приближали Победу. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа.

Уходят живые свидетели тех страшных событий. Это последнее поколение, которое может рассказать о том, что они видели своими глазами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1