Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

17.07.2022 11:54 Воскресенье
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Герой на фоне эпохи своей

Автор: Лариса ЛАЗАРЕВА

Вера Семёновна Николаева./Фото из семейного архива В. С. Николаевой.

Определенное время выдвигает своих героев, раз за разом подтверждая, что героями не рождаются, ими становятся. В каждом городе есть люди, которые своим трудом прославили его. И нельзя, чтобы память о них исчезла бесследно, нужно, чтобы она хранилась в сердцах горожан следующих поколений. Туринский край богат на знаменитостей. Вырастил он людей и с мировым именем, и тех, чей жизненный путь вызывает чувства уважения и восхищения. К их числу относится и Вера Семёновна Николаева. Узнать о том, какой была Вера Семёновна при жизни, нам помогли воспоминания её дочери, Елены Васильевны Гладковой.

Досье:

Вера Семёновна Николаева, главный врач Центральной районной больницы Туринского района (09.10.1925 – 21.07.2011).

В 1954 году окончила Сталинский медицинский институт им. Горького в г. Донецке. По окончании института 20 лет работала хирургом в Туринской ЦРБ, с 1959 по 1974 годы возглавляла учреждение.

За время руководства больницей В. С. Николаевой были выстроены здания поликлиники, детское и родильное отделения, противотуберкулезный диспансер и другие. Благодаря ей хирургическая служба района была поставлена на уровень крупных хирургических отделений городов области.

В 1969 году Вере Семёновне присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С 1974 по 1994 годы продолжала работу в Туринске в качестве судебно-медицинского эксперта Свердловского областного судебно-медицинского бюро.

Депутат районного Совета и депутат Свердловского областного Совета депутатов трудящихся.

Господин случай

Вера Семёновна Николаева родилась в деревне Бжицкой Административного района Новосибирской области (ныне Кемеровская область). В 1942 году окончив 8-летку, девушка была с семьёй мобилизован. Там, в местном ФЗО, хрупкой девушке предстояло работать путевым обходчиком на железной дороге. В 1943 году, после освобождения Донбасса, её направили на восстановление местных железных дорог, которые сейчас усиленно рушат бомбежками украинские радикалы и нацисты.

Несмотря на трудную физическую работу, целеустремленной девушке хватило сил и желания окончить вечернюю школу, курсы медсестер, а затем поступить в тогда еще Сталинский медицинский институт (ныне Донецкий).

Неизвестно как сложилась судьба будущего хирурга, если бы судьбоносный ветер не занес её в наш город. А вышло так, что её младший брат служил в городе Нижняя Тура в запретной зоне «Свердловск-45», и когда Вера Семёновна после окончания мединститута приехала в облздравотдел, то попросила, чтобы ее тоже отправили в Нижнюю Туру. Но там перепутали названия городов и отправили молодого специалиста в совершенно другой город. Так волею случая Вера Семёновна Николаева оказалась в Туринске.

Здравствуй, город на Туре

Первое, что попалось на глаза молодой женщине — это корова, по брюхо застрявшая в грязи на улице Ленина (тогда эта улица называлась Красноармейской). Первая мысль: «отработаю и уеду» оказалась мимолетной и непророческой. Вера Семёновна не только осталась, но и посвятила этому городу всю себя и всю свою жизнь.

Начинающий хирург попала в хороший коллектив, где царили теплые, дружеские отношения. Невысокого роста, всего 155 см, худенькая, она никак не гармонировала с крупными рослыми коллегами. Главный врач больницы Николай Александрович Ракитин тогда шутливо говорил: «Этого доктора кормите лучше».

Молодому специалисту тут же предоставили квартиру по улице Культурная (район подгоры), ныне улица Гагарина. В квартире была одна маленькая комнатка, кухонка. Из мебели только больничная койка и маленький столик. Но бытовые условия не испугали прибывшего из областного центра специалиста. Едва обосновавшись на новом месте, хирург тут же с головой ушла в работу, которая для неё стала смыслом жизни.

Работа как смысл жизни

Вера Семеновна была полностью поглощена любимым делом. Всю хирургическую бригаду можно было в любой ночной час поднять на вызов к больному. Скорой тогда не было. Всех больных доставлял конюх Давыд Фролович. И отношения работников здравоохранения были как-то более человечными: доставят, прооперируют, поставят на ноги. Глядишь, тех, кто лечил, уже на свете давно нет, а люди до сих пор продолжают звонить их родственникам со словами благодарности. Даже сегодня, спустя десятилетия, под словами: «хирург Николаева спасла мне жизнь» – может подписаться огромное число туринцев.

В 50-х годах в Туринской ЦРБ почти все операции делались местными хирургами, редко когда больного в Свердловск отправляли. Даже самые тяжелейшие и экстренные операции были по плечу туринским эскулапам. Все хирурги были высокого класса. Иван Адольфович Руссман, позже он возглавит травматологическое отделение 36-й больницы в Екатеринбурге. Борис Моисеевич Мазо станет заведующим хирургическим отделением в Энгельсе. Арнольд Александрович Мещеряков тоже найдет достойную работу в Екатеринбурге. Борис Алексеевич Нагаев, который до конца оставался верен Туринской больнице.

На фоне других хирургов Вера Семёновна выглядела дюймовочкой. Оперировала она, вставая на подставочку, которая была сделана специально под неё. Прежде чем приступить к новой плановой операции, опытный хирург прокручивала её мысленно в голове, всю ночь напролет изучая спецлитературу. Порой из операционного отделения она не выходила сутками. Позже, взяв немалый кредит, семья построила дом прямо рядом с больничным городком, чтобы врач могла быстрее добираться до своих больных. Среди ночи, накинув плащ прямо на ночную сорочку, Вера Семёновна торопилась в больницу на экстренную операцию.

«На столбе у нашего дома висел фонарь», – вспоминает дочка именитого хирурга Елена Васильевна Гладкова. – Часто маму вызывали на работу ночью. Бабушка, провожая, предлагала ей засохшую заячью лапку, которая была очень остра и приговаривала: «На, хоть орудию с собой возьми». Но мама и не думала об опасности. Все её мысли были полностью поглощены предстоящей операцией. Мама спешно уходила, а мы с бабушкой включали свет, и он горел до тех пор, пока она не возвращалась. И если мамы дома не было, а в операционном блоке, окна которого выходили прямо на наш дом, горел свет, мы уже знали, что мама вновь борется за чью-то жизнь. Когда мама возвращалась домой, нам с первого взгляда было понятно как прошла операция. Если она была неудачной, мама с отрешенным видом молча проходила к себе в комнату. Через некоторое время я садилась за пианино и начинала тихонечко играть её любимые музыкальные произведения. Ей очень нравилась «Осенняя песнь» Чайковского, вальсы Шопена. Когда звуки музыки достигали сердца, мама оттаивала и выходила к нам. А у бабушки уже и стол накрыт был, и мы все вместе садились обедать или ужинать».

На фото: В.С. Николаева (в центре) среди коллег хирургического отделения./ Фото из семейного архива В.С. Николаевой

Век живи, век учись

Также из рассказа Елены Васильевны мы узнали, что её мама очень редко использовала отпуск для отдыха. Всё свободное время она проводила на курсах по повышению квалификации. Очень хорошо знала классическую и современную литературу, прекрасно владела немецким языком. У Веры Семёновны имелась огромная библиотека, которая была доступна абсолютно каждому. Если она бывала в областном центре на повышении квалификации, то вечером обязательно посещала театры, музеи, галереи. У нее была отменная память, она знала очень много стихов.

К тому же, Вера Семёновна выписывала много журналов, они тогда были очень толстыми и почтальонки ругались, что им тяжело доставлять их до адресата. Одним из обязательных журналов был журнал «Хирургия», который в те времена играл для представителей данной профессии огромную образовательную роль.

Все полученные знания Вера Семёновна старалась передать своим коллегам, чтобы весь коллектив работал на высшем уровне. Они постоянно стремились к совершенству. К опытному туринскому хирургу часто приезжали коллеги из других городов. С теми, кто писал докторские диссертации, она охотно делилась своими знаниями, давала изучать истории болезней, у неё был красивый понятный почерк «В прошлом году к нам приезжал бывший главный врач первой областной больницы, и я показала мамины записи. Он не удержался от восхищения и воскликнул: «Это же лекции Бориса Васильевича Перовского, министра здравоохранения СССР! По ним и сейчас можно работать!»», — поделилась с нами очередными воспоминаниями дочь известного хирурга.

Покой ей только снился

В 1959 году Веру Семёновну назначили главным врачом Туринской центральной районной больницы. Это были времена большого развития строительства. Всё, что есть в данное время на территории медицинского городка, кроме нового здания детской больницы и здания скорой помощи, было построено во времена руководства В. С. Николаевой.

В центральной части города началось строительство с поликлиники, раньше она была расположена на месте бывшего горгаза (по ул. Освобождения). Рядом появились котельная и прачечная, здание детского и родильного отделений. Появился медицинский городок, а в нём здание туберкулезного диспансера, медучилища, которое обеспечивало кадрами не только свой район, но и соседние, близлежащие. Некоторые кадры до сих пор работают в Туринской ЦРБ. Теперь они герои на фоне эпохи своей.

Но как выяснилось, у нашей героини был неуёмный характер. Останавливаться на достигнутом она не собиралась и мечтала построить здание центральной больницы. Год за годом Вера Семёновна шла к намеченной цели. И вот её мечта готова была осуществиться.

Проект для новой больницы был разработан в институте «Уралгражданпроект». Средства на строительство собрали предприятия города, которые в те времена хорошо функционировали. Но в конечном результате денег всё равно не хватало. Сколько порогов обила тогда, и не сосчитать! И тогда главный врач принимает решение ехать в Министерство лесной и перерабатывающей промышленности, чтобы попросить недостающих средств.

Вера Семёновна не любила «трясти» своими наградами, но тут ей пришлось надеть все свои звезды. Во так, в блеске орденов, она появилась в министерстве, где должно было вынесено решение быть или не быть Туринской больнице.

«Нет денег, Вера Семёновна», — услышала она ответ на свою просьбу. «Ну как же так?! – воскликнула туринский главврач. — Нашему району больница просто необходима!» И слезы сами покатились по щекам хрупкой женщины, хотя выбить слезинку из неё было практически невозможно. «Всё-всё, будут вам деньги, только не плачьте! – услышала она вожделенный ответ. Так была решена судьба строительства Туринской больницы.

Истина в делах

Результаты работы главврача Туринской больницы отражены в характеристике, прикрепленной к личному делу В. С. Николаевой. Вот что писал председатель Исполкома Туринского района Л. Кузнецов в ноябре 1966 года: «Тов. Николаева В. С. прошла большую медицинскую подготовку на базах крупных хирургических больниц области и центрального Московского института усовершенствования врачей. Она с успехом проводит сложные операции на желудке и желчных путях. Не ограничиваясь типичными операциями, она выполняет операции и в самых разнообразных областях: гинекологии, урологии, травматологии, брюшной хирургии и онкологии. Врач Николаева умеет не только делать операции, но постоянно борется за широкое распространение новых методов лечения. Сила убеждения, подкрепленная 20-летним опытом врача-практика, позволила преодолеть трудности отставания хирургии отдаленного сельского района и поставить хирургическую службу на уровень крупных хирургических отделений городов области.

Не считаясь с личным временем и здоровьем, она оказывает хирургическую помощь населению не только Туринского района, но и выезжает в отдаленные Слободо-Туринский и Таборинский районы. За время работы тов. Николаевой главным врачом в районе имеется заметное снижение инфекционной заболеваемости. В течение последних 3-х лет не регистрировались заболевания дифтерии и сыпного тифа. За последние годы в районе резко снижена детская смертность. Заболеваемость рабочих и служащих промышленных предприятий, совхозов и колхозов с 1962 по 1965 годы снизилась на 40%».

Сибирский характер

Работа настолько поглощала Веру Семёновну, что остальные жизненные аспекты её практически не интересовали. Она всегда знала, что у неё есть надёжный тыл, поэтому сильно не вникала в дела семейные. Её мама Александра Петровна Николаева привезла трёхгодовалую внучку сразу же после того, как дочь обосновалась в Туринске. С семейной жизнью у Александры Петровны не сложилось. Супруг ушел добровольцем на фронт, а когда вернулся, то проявил во всей «красе» свой суровый и ревнивый характер.

Как-то ночью Александра Петровна, взяв с собой годовалую внучку и верхнюю часть швейной машинки «Зингер», навсегда уехала от мужа-деспота к родственникам в Пермскую область.

Когда семья воссоединилась в Туринске, для внучки Александра Петровна стала самым близким человеком, а для дочки Веры – надежной и верной помощницей по хозяйству.

У неё были золотые руки, она могла и валенки скатать, и, как про нее говорили, глазунью в ладошках сжарить.

Позже, отслужив в армии, в Туринск к маме приехал её младший сын, брат Веры Семёновны, из-за которого она и оказалась в этих краях. Увидев красивые окрестности города, он тоже решил остаться здесь.

Если семья для Веры Семёновны Николаевой была на втором плане, то личной жизни для неё вообще не существовало. Возможно, на это повлиял неудачный семейный опыт родителей, а может быть, всему виной непреклонный характер, какой был присущ нашей героине.

С мужем они учились в одном институте. После расставания Вера Семёновна никогда не интересовалась судьбой отца своей дочери, так как была очень горда. Он же как-то пытался оказывать помощь, но та оставалась непреклонной и отправляла все денежные переводы обратно.

Несмотря на то, что в роду у Веры Семёновны были как украинцы, так и русские, она была совершенно русского характера: открытая, бесхитростная, щедрая и сильная духом. Настоящая сибирячка! Одевалась она всегда хорошо и стильно, а любимым шпилькам не изменила даже после серьёзного перелома. Был случай, когда, возвращаясь из Свердловска в Туринск, ей пришлось простоять пять часов в поезде, но туфли она так и не сняла. Выносливость позволила ей выстаивать многочасовые операции, а потом и самой бороться с болезнями, которые буквально атаковали её. На ногах она перенесла трансмуральный инфаркт, так как будучи уже больной, продолжала работать судмедэкспертом.

Когда всё-таки Веру Семёновну положили в больницу, ЭКГ показало огромные рубцы на сердце. Был у неё и сложнейший перелом. Ногу буквально по осколочкам собирали в Ирбитской ЦГБ. Давала о себе знать и работа на железной дороге 17-летней девчушкой. После укладки шпал позвонки сместились, отчего была невыносимая боль в пояснице.

Несмотря на болячки, Вера Семёновна Николаева дожила почти до 86 лет.

На фото: В.С. Николаева (справа) в кругу своей семьи, мамы Александры Петровны и дочки Елены./ Фото из семейного архива В. С. Николаевой.

Благодарность – высшая ценность

За свои достижения в медицине В.С. Николаева была награждена орденом Трудового Красного Знамени, золотой медалью «Серп и Молот» и орденом Ленина «за большие заслуги в области охраны здоровья советского народа». Ей первой из районных врачей страны в Кремле в 1969 году вручили Золотую Звезду Героя Социалистического труда.

Память о хорошем враче и опытном хирурге Вере Семёновне Николаевой, внёсшую огромный вклад в развитие Туринского здравоохранения, не раз предлагали увековечить туринцы. В её честь предлагали назвать одну из улиц города, установить мемориальную доску. Но пока единственной памятью о ней по-прежнему остаётся благодарность тех, кому она спасла жизнь. Так, может быть, настало время отдать должное человеку и наконец-то увековечить память о нём?! Ведь нет на свете высшей ценности, чем человеческая память и благодарность.

На фото: Москва. Кремль. 1969г. Вручение В.С. Николаевой, первой из районных врачей страны, Золотой Звезды Героя Социалистического Труда./Фото из семейного архива В.С. Николаевой.

В.С. Николаева в своё 85-летие. 9 октября 2010г.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

334