Меню
12+

Еженедельная общественно-политическая газета «Известия-Тур»

02.07.2020 14:50 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 (14589) от 26.06.2020 г.

Под гудок паровоза

Автор: Р.П. Котова, материал подготовила Ирина Давыдова

Станция Туринск-Уральский, её история и трудовые династии

Больше века назад посёлка на месте ж/д станции в Туринске не было, существовал только с ноября по март санный путь. Ежедневно шли гужевые обозы с разными товарами на ярмарки. Развитие капитализма требовало устойчивых транспортных связей. Открытие железной дороги от Перми до Екатеринбурга взволновало ирбитское купечество. Они понимали: чтобы оживить торговлю, нужно подвести железнодорожные пути до Ирбита. Учёный Дмитрий Иванович Менделеев предложил путь объединения с Уралом, с Притавдинским урманом через Туринск. В правительстве к этому предложению отнеслись с пониманием, но в помощи отказали по финансовым причинам. Тогда голова ирбитского уезда Лопатков решил во что бы то ни стало проложить железную дорогу через свой город Ирбит. Позднее, когда задуманное осуществится, одну из станций назовут в его честь – Лопатково.

Прошли годы, все уже понимали необходимость железнодорожных путей. И была построена ветка из Екатеринбурга через Егоршино, Туринск на Тавду. Возводили её в основном крестьяне из окрестных деревень. Вначале появились депо, вокзал, рельсовые пути, технические сооружения, затем – мост, водокачка, жилые дома. Строительство началось в 1913 году, но в самый его разгар грянула Первая мировая война. Мужчины были мобилизованы, вся тяжесть работы легла на плечи женщин и подростков, которые продолжали прокладывать железную дорогу. В 1915 году оказались пленёнными тысячи германцев и австрийцев, в числе которых были грамотные железнодорожники, именно они помогли в установлении семафоров. Движение поездов до станции Тавда началось 10 января 1917 года. Рельсовые пути дали городам новые возможности по сбыту леса, угля, что способствовало развитию уральской промышленности.

В годы гражданской войны железная дорога играла особую роль, ведь именно возле них велись боевые действия. Их не жалели ни «белые», ни «красные»: взрывали рельсовые пути, мосты, пускали под откос поезда. Но в Туринске Павел Данилович Хохряков наставлял бойцов: «Мост не отдавать врагу!». И группа И. Абросова спасла наш мост, удерживая подходы к нему через реку Туру. В честь Хохрякова названа улица в станционном посёлке, за линией, как раз напротив моста.

Только к 1922 году было завершено восстановление железнодорожного хозяйства, началось организованное движение грузовых и пассажирских поездов. Кто же стоял у самых истоков этой деятельности? Хочется рассказать о Павле Михайловиче Хмелевском, уроженце Киева, который прибыл в наш город по направлению. Он сразу включился в работу, влился в коллектив. Вскоре женился на Александре Тарасовне Шаповаловой, работавшей в клубе. Надо сказать, что этот клуб был у всех на виду, многие с удовольствием посещали драмкружок, жители посёлка не пропускали концерты, спектакли, поражаясь талантам Александры Тарасовны: она руководила драмкружком, хорошо пела и талантливо читала монологи.

Вскоре был готов к сдаче трёхквартирный дом по улице Путейцев, облицованный вагонкой, выкрашенный в сине-зелёный цвет. Дом с двумя входами и крыльцами, с карнизиками поверху. В одном из них было две квартиры, в другом – одна. Соседями заселившихся Хмелевских оказались Коршуновы – Фёдор Иванович, врач железнодорожной больницы, и его жена Мария. В 1923 году в обоих семьях появились первенцы, Коршуновы назвали сына Борисом, а Хмелевские – Геннадием. Через 18 лет оба мальчика закончили школу, впереди была новая жизнь, но все их планы перечеркнула война.

Вечером 22 июня тревожно загудели паровозы, раздался вой заводской сирены. Люди бежали на перрон, где по радио передавали сообщение о нападении Гитлера на нашу страну. Борис Коршунов, Геннадий Хмелевский, их одноклассник Анатолий Сотников с братом Александром и многие другие ушли на фронт. Каждый день ждали родители писем с фронта и добрых вестей. Вместо них пришли Коршуновым и Хмелевским похоронки. Скорбь и печаль обрушились на них. На смену своим товарищам отправились на фронт одноклассники: Соня Грицкевич, третий брат Сотниковых – Виктор.

Наступил долгожданный День победы. Торжественно гудели паровозы, в этот гул вливался и заводской гудок. Вернулись живыми братья Сотниковы и Соня Грицкевич. Всех жителей переполняла радость, но к ней примешивалась и печаль тех, кто потерял своих близких на войне.

И после окончания Великой Отечественной войны всё так же спешил со своим беленьким чемоданчиком к пациентам доктор Коршунов, который лечил больных не только лекарствами, но и добрым словом, ласковым взглядом. Ударно трудился на железнодорожной станции Павел Михайлович Хмелевский. Его старшая дочь Лида пошла работать в депо кочегаром, вскоре за ней туда же устроилась Люда, чтобы помочь родителям. Трудовую династию Хмелевских продолжил сын Виктор, проработавший в депо до выхода на пенсию.

В семье Коршуновых специальность железнодорожника выбрал сын Олег, закончивший железнодорожный институт. Молодой человек остался в городе, работал мастером в ПЧ26, а его жена Галина Павловна работала в детском саду при станции. Появились дети: Андрей, Павел и Ольга. Их всех: и детей, и взрослых – связывали гудки паровозов, зычные, хрипловатые, раскатистые. С ними засыпали и просыпались. Они как будто были живыми и двигали жизнь вперёд.

А время летело неумолимо. Подросло третье поколение династии Коршуновых. Уже старший сын Андрей закончил железнодорожный институт, в настоящее время работает в Ирбите дорожным мастером. И средний Павел закончил этот же вуз, работает в Москве инженером по строительству. Младшая дочь – Ольга Олеговна Мозговая – после 11 класса закончила железнодорожный техникум, который и определил ей место в жизни, несмотря на полученное университетское образование. Сначала она работала в билетной кассе, в настоящее время – начальник вокзала. Ещё не известно, будет ли продолжена династия Коршуновых в четвёртом поколении, но старший сын Ольги Олеговны также получил образование, связанное с железнодорожно-транспортной деятельностью. В семье подрастает и младшая дочь София. Возможно, и она продолжит в будущем семейные традиции.

Нет уже на свете Фёдора и Марии Коршуновых, Павла и Александры Хмелевских, Олега Фёдоровича и многих других. Но разве можно забыть людей, вершивших трудовой и ратный подвиг? Они жили и трудились на благо Отечества.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.