Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

24.02.2024 09:31 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 (14774) от 09.02.2024 г.

Как было в Донецке... История Надежды Яценко...

Автор: Лариса ЛАЗАРЕВА.

«По пустынной дороге нам навстречу бежали собаки. Их раскрытые пасти издавали звуки, не похожие на лай и на вой. Из их несмыкающихся челюстей исходили звуки ужаса, от которых мурашки бежали по коже. Вдалеке раздались приглушенные звуки. Начался обстрел», — так начались события, которые перевернули жизнь нашей героини Н.Н.Яценко.

Нет ничего страшнее, когда кричат дети

«Заходящий на круг самолёт ВСУ пролетел настолько низко, что мы смогли разглядеть лицо лётчика. Оно было суровым и безэмоциональным. Развернувшись, самолёт быстро превратился в маленькую точку и вдалеке тут же послышались взрывы. Этот день я запомнила на всю жизнь. 26 мая 2014 года начался обстрел аэропорта в Донецке», — вот так описывает начало того злополучного дня Надежда Николаевна Яценко. Дня, когда начавшиеся бомбежки уничтожили её мирную жизнь и семейное счастье.

«Когда начался обстрел, соседский семилетний ребенок был один дома, — вспоминает Надежда Николаевна. — Мальчик упёрся руками в москитную сетку и так кричал…что у нас души переворачивались. Мы позвали Владика к себе. Когда он выбежал из дома и немного успокоился, мы вместе стали смотреть, как самолеты и вертолеты, сделав круг над нами, уходили бомбить аэродром. Он был буквально в 2-3 километрах от нашего Куйбышевского района».

Потом Надежде Николаевне еще не раз приходилось слышать детский крик, от которого материнское сердце буквально рвалось на части.

«Когда Донецк ещё не трогали, а Славянск уже начали бомбить, первым из города стали вывозить детей. Их поселили в мечеть, которая находилась рядом с Донецким аэродромом. А когда стали бомбить и аэродром, дети в мечети так кричали… Получалось, что их вывезли из одного ужаса, а они попали в другой», — со слезами на глазах продолжает вспоминать наша собеседница.

Спасая будущее

2014 год стал очень тяжелым для жителей Донецка. Город то и дело обстреливали, несмотря на «Минские соглашения». «Обстрелы начались именно с нашего района, — начинает предаваться очередным воспоминаниям Надежда Николаевна. – Уже было просто невыносимо жить, и мы решили уехать. Взяли с супругом всё, что могли унести. Не смогли бросить и своих двух собачек: маленькую таксу и той-терьерчика».

Ехать супруги Яценко решили в Туринск. С этим городом их много что связывало. Во-первых, Надежда Николаевна была отсюда родом, здесь до сих пор живёт её родная сестра. Во-вторых, именно этот небольшой городок на берегу Туры стал обителем счастья для супругов. Вспомнив молодость, лицо женщины впервые за весь разговор озарила лучезарная улыбка. Она рассказала, что с будущим мужем они познакомились в далеком 1975 году. Он проходил службу в армии в Туринской воинской части.

Надежда Николаевна охотно поделилась событиями тех времён: «У нас тогда была корова, а загон был за городом. Я с подружками всегда ходила туда встречать корову. Однажды из лесочка, у них там локатор был, ко мне вышел молодой, статный, красивый парень. Так и познакомились. А через год мы ехали в Донецк к его родственникам».

Далее супругов ждали годы счастливой семейной жизни. Владимир Валентинович и Надежда Николаевна много лет отработали на Донецком военном заводе химических изделий. Потом Надежда Николаевна ушла в декрет и родила двоих детей. Супруг перешел работать в шахту. В их уютном гнёздышке было всё необходимое. Рядом были любимые родственники, верные друзья, общительные соседи и просто хорошие знакомые.

И вдруг это семейное счастье враз оказалось в прошлом, из настоящего — страх за свою жизнь. Супруги поняли — необходимо спасать будущее. Наша собеседница вновь стаёт серьёзной, улыбка бесследно исчезает с лица, а бледные губы начинают тихо шептать: «Выезжали мы очень тяжело. Из Донецка планировали выехать 4 августа, но я предложила выехать на день раньше. И мы покинули Донецк 3 августа, а 4 уже были в Харькове. Буквально через два часа, как мы уехали, начали обстреливать Краматорск. На предпоследнем рейсе поезда Харьков — Нижний Тагил мы вернулись на мою малую родину».

Осколки счастья

Но и здесь супругов ждали трудности. По словам Надежды Николаевны, было тяжело не так материально, как морально. «У меня здесь хоть сестра есть, а у мужа все родственники и друзья там остались», — поясняет женщина.

Оба супруга устроились на работу. Надежда Николаевна – гардеробщицей в третью школу, супруг – рабочим по ремонту в детский сад «Теремок». Квартиру им выделили в общежитии «Золушка».

В 2019 году Яценко получили гражданство РФ, а на следующий год муж умер от онкологии. Надежда Николаевна уверена, что на скоропостижный уход из жизни супруга повлиял стресс, который он испытал от происходящего.

«Мужчины же по своему переносят трудности, не так как мы. Мы, женщины, поплачем, с кем-нибудь поделимся, а они ведь всё в себе переносят. От этого и проблемы со здоровьем», — высказывает своё мнение вдова.

Жизнь заново

Оставшись одна, Надежда Николаевна учится жить заново. Она стала активисткой женской организации «Комитет солдатских матерей». Два-три раза в день она идет в гараж районной Администрации, где вместе с другими женщинами-матерями помогает фронту.

«Я узнала от Людмилы Геннадьевны Распоповой, что они изготавливают окопные свечи и прийти к ним могут все желающие. А как я не могла прийти, если это меня напрямую касается?! Заливать свечи — работа трудоемкая, но приносящая удовлетворение. Очень радует, когда от солдат приходят слова благодарности. От них словно крылья за спиной вырастают», — делится впечатлениями наша героиня.

Каждый день Надежда Николаевна созванивается с дочерью, она рассказывает ей об обстановке в Донецке. Их Куйбышевский район по-прежнему находится в красной зоне. Буквально перед новым годом прямым попаданием был уничтожен старый дом. Он был довоенной постройки и выстоял в Великую Отечественную войну. А вот против современных снарядов не смог устоять. Нет и завода, на котором она отработала 30 лет. На его месте остались одни руины.

Узнавая новости с родной стороны, Надежда Николаевна желает только одного, чтобы скорее настало мирное время, и стих материнский плачь. Ведь все матери плачут одинаково.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3