Меню
12+

Еженедельная общественно-политическая газета «Известия-Тур»

05.02.2021 16:15 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 (14620) от 05.02.2021 г.

«Умные» счётчики

Автор: Екатерина АКСЕЛЬБЕРГ

С 1 июля 2020 года вступили в силу федеральный закон № 522-ФЗ от 27 декабря 2018 года и постановление Правительства РФ № 554 от 18 апреля 2020 года. В народе эти правовые акты стали называть «законами об «умных» счетчиках».

Основная суть правовых актов сводилась к тому, что теперь замену или покупку нового счетчика должны осуществлять ресурсоснабжающие организации, а не собственники, как было ранее. Поверка теперь тоже происходит за счет поставщика ресурсов.

Однако практически не затронуты вопросы изменившейся ответственности за приборы учета, а это важные нюансы, поскольку порой может грозить жильцам серьезными расходами. Поэтому стоит разъяснить, как изменилась ответственность за приборы учета в связи с изменением в законодательстве.

Раньше практически всю ответственность за счетчики нес собственник. Причем неважно, где приборы установлены: в квартире или на лестничной клетке, где фактически доступ к этим приборам имело неограниченное число людей. В итоге, собственник вынужден был отвечать и за действия третьих лиц, которые могли повредить счетчик, сорвать пломбу и т.п. Бывало так, что счетчики просто воровали, и жильцам приходилось за свой счет их менять.

Конечно, это несправедливо и неправильно, и новые законы все же частично исправили данную ситуацию. Теперь существуют определенные разграничения, которые крайне важны.

Если счетчик установлен в квартире или в границах земельного участка, принадлежащего потребителю ресурсов, то именно собственник несет за него ответственность. А именно, в случае утери или повреждения пломбы.

А если прибор учета установлен за пределами квартиры (на лестничной клетке) или земельного участка (снаружи от забора, например), то уже ответственность переходит к поставщику ресурсов. Это предусмотрено п. 80 (1) Правил предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, если счетчик расположен вне пределов жилого помещения, то в случае его порчи, утери или повреждения пломбы собственника можно привлечь лишь при условии доказательства его вины в этом, что на практике крайне затруднительно. Ранее собственник нес ответственность в любом случае, даже если хулиганы просто решили разбить счетчик ради развлечения. Теперь заменить прибор учета или отремонтировать его в подобных случаях должен будет поставщик ресурсов за свой счет.

Еще один важный нюанс. Если квартира является муниципальной, ответственность несет собственник — администрация. Если истек срок проверки в таких квартирах или администрация не выполняет своих обязательств по ремонту или замене счетчиков, то жильцам не имеют право начислять плату с повышающим коэффициентом. В жизни такие случаи часто происходят, но это нарушение закона и Верховный суд РФ в своем определении от 18 июля 2019 года по делу № 307-ЭС 19-6279 четко об этом указал.

Более того, теперь все счетчики, подлежащие установке, должны быть интеллектуальными, которые передают показания в режиме онлайн автоматически, а в случае задолженности должны уметь приостановить подачу электроэнергии.

При этом срочной замены не требуется. Если у вас работает исправный счетчик, который ранее прошел поверку, то менять ничего не надо. Замене будут подлежать счетчики в определенных случаях: если счетчик сломался, либо был утерян при истечении срока эксплуатации, либо поверки счетчика, в случае если счетчик устанавливается впервые.

Как исполняется данное законодательство в Туринске нам прокомментировал начальник Туринского РКЭС Эдуард Анатольевич Рябинкин: «С 2020 года на территории Туринского городского округа успешно производится замена приборов учета электрической энергии на интеллектуальные. В прошлом году мы заменили 111 счетчиков. На сегодняшний день выявлено 80 приборов учета, подлежащих замене. Эти данные обновляются еженедельно.

Нашими инспекторами два раза в год производится плановая проверка, по результатам которой выявляются те приборы учета, которые неисправны, или по ним вышел срок эксплуатации. Такие адреса ставятся в очередь и в течение максимум шести месяцев производится замена прибора учета электрической энергии. В частном секторе новые счетчики устанавливаются за пределами участка собственника на ближайшей опоре достаточно высоко, чтобы исключить доступ к ним третьих лиц. Собственник не несет никаких финансовых затрат на приобретение счетчика. После его замены собственнику необходимо подписать документ о замене прибора учета, а также ему выдается пульт дистанционного снятия показаний. Передавать показания счетчик будет сам, а пульт нужен для того, чтобы потребитель мог видеть какие показания счетчик передал, какой объем потребляемой энергии в текущем периоде».

Но есть важный нюанс, который уже тысячам граждан стоил немалых денег. Если счетчик выходит из строя, то у специалистов ресурсоснабжающей организации есть до полугода, чтобы произвести замену и установить новый прибор учёта. Как оказалось, этот срок очень грамотно может использоваться мошенниками. К счастью, в Туринском районе случаев мошенничества не было, но в других территориях области такие преступления есть. Мы решили предупредить наших читателей о возможных мошеннических посягательств на их кошельки.

Пользуясь незнанием граждан, особо предприимчивые товарищи аккуратно обрабатывают жильцов, говорят о том, что за полгода, пока будут менять счетчик, они будут вынуждены заплатить повышенный тариф, т.е. по нормативу с применением повышающего коэффициента. Но это обман.

На самом деле с момента выхода из строя прибора учета и до момента его установки граждане платят по среднему значению, без штрафных санкций и повышающих коэффициентов. По сути, размер платы существенно не меняется.

Обман заключается в следующем: мошенники рассылают письма жильцам, указывая на необходимость быстрой замены счетчиков электроэнергии в связи с введением нового закона. Просят достаточно большие суммы за установку нового счетчика. В конце жирным шрифтом указывают о повышенном начислении в случае, если в установленный срок прибор учета не заменить. Как ни странно, многие соглашаются на замену, ведь думают, что просто платят деньги за новый счетчик. Но на самом деле это пустая трата денег, поскольку теперь за замену счетчика платить совершенно не нужно.

В основном под «удар» попадают пенсионеры. Им мошенники обещают якобы большие скидки. Те сразу же соглашаются, ведь про умные счетчики они слышали, а тут есть возможность заплатить на 60–70% меньше.

Будьте внимательны! Запомните одно главное правило – платить за замену не нужно. По новому закону счетчик меняют за счет поставщика энергоресурсов. Если срок замены или поверки не подошел, то можете спокойно пользоваться счетчиком, который сейчас у вас стоит.

И помните, в течение срока, пока осуществляется замена, вы будете платить по среднему значению, а не по повышенным тарифам. Поэтому спокойно дожидайтесь, пока специалисты произведут замену. Полгода – это крайний срок, обычно меняют гораздо быстрее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

1