Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

21.11.2019 11:37 Четверг
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 (14558) от 15.11.2019 г.

ТРЕВОЖНЫЕ ДНИ И НОЧИ

В своём рассказе я хочу познакомить читателей с жизнью моего свёкра Николая Александровича Котова, который прошёл славный боевой путь.

Родился он в 1901 году в заводском посёлке Касли, в то время Екатеринбургской губернии, в семье заводского рабочего. Отец и двое старших братьев работали в литейном цехе, производство было тяжёлым и вредным. Когда Коле исполнилось четырнадцать лет, родители пожалели мальца и отдали его в батраки к богатому барину, на конюшенный двор. В то время от Касли до Полевского, Сысерти, Кыштыма до ближайшей железнодорожной станции Екатеринбурга лошади служили тягловой силой в перевозке заводских и сельскохозяйственных грузов. Вот этим и занимался Николай, кроме того, ему приходилось ухаживать за лошадьми и гонять их в «ночное».

Благодаря физическому труду, матушке-природе, он вырос сильным и закалённым парнем. В 1919 году ему исполнилось восемнадцать лет. И он сразу записался в Красную армию. Его отправили на Украину воевать с белогвардейцами и интервентами. Так сложилась судьба, что Николай попал в Первую Конную армию Семёна Михайловича Будённого. Легендарного командарма мой свёкор описывал так: «Твёрдый, цепкий и острый взгляд чёрных глаз, пушистые рыжевато-чёрные усы, растущие вверх.Они придавали лицу строгое и даже суровое выражение. Густой, сильный голос, в котором чувствовалась властность. И все будённовцы покорялись этому голосу и неслись за командиром в бой. В армии у нас была своя форма: серая шинель, будёновка со звездой, в ножнах шашка. Ну, и, конечно был всегда рядом боевой товарищ – верный конь».

Неоднократно вспоминал Николай Александрович свой первый бой. Это была жаркая сеча и настоящая бойня. Крики, стоны раненых, храп коней, свист сверкающих сабель, запах пота и крови. Плохо стало Николаю. Лишь на минуту приник он к шее коня, а над ним уже навис клинок противника, который ему чудом удалось отбить. Сразу же пропал страх; подгоняемый хозяином, конь рванул в гущу боя. Не выдержав напора, белые отступили в соседний хутор. Николай за этот бой был награждён командиром часами с цепочкой, они спасли его от смерти в разведке.

А дело было так. Один из лучших бойцов отряда, тоже Николай, украинец с шикарным чубом, как всегда, взял с собой надёжного Колю Котова. Переодевшись в украинскую одежду, они беспрепятственно проникли в село, занятое белогвардейцами. Всё разузнали, но как выйти из села, когда всё оцеплено дозорами? Всё-таки нашли одно место без патрулей, но в последний момент наткнулись на вооружённую засаду белых, замаскировавшихся в лощине, заросшей кустарником. Николай своим рассказом, казалось бы, убедил дозорных, что они простые хлопцы, но из кустов донёсся голос: «Расстрелять! К обрыву!» Было обидно, что они, безоружные, не смогут ничего сделать. Враги заставили их разуться и раздеться до нижнего белья. Коля Котов бросил шаровары на землю, оттуда выпали часы, которые стукнулись о землю. Белогвардейцы замешкались, засмотревшись на них, а оба Николая были уже в воде. Опомнившись, дозорные начали стрелять, но удача была на стороне беглецов.

В мокром белье, босиком, не помня себя от радости, они докладывали командиру обо всём по порядку. Белые не успели опомниться, как среди ночи нагрянул отряд красных кавалеристов. Хутор был освобождён. «Ай, да часы, славно повоевали!» – восторгался командир. И так хутор за хутором освобождала Первая Конная Украину от белогвардейцев и интервентов.

С разгромом Врангеля, в основном, закончилась Гражданская война, но бои продолжались, теперь с бандитизмом. Свирепствовали атаманы Петлюра, Соколовский, Зелёный, Махно, отличавшийся жестокостью, хитростью и коварством. Отряды его были хорошо вооружены. Смело и решительно действовала армия Будённого, участвуя в ликвидации банд. В 1921 году её бросили на подавление сначала антоновского, затем кронштадтского мятежей.

В 1929 году Николай вступает в ряды партии и его направляют на чекистскую работу в родной Касли. Он был назначен на оперативно-розыскную работу в местный отдел милиции. Касли – очень красивый город. Там проходит Каслинско-Сысертский кряж, обрамлённый зелёными холмистыми массивами, в которых находятся большое озеро, много мелких озёр и протекает река Уфа – есть где укрыться преступникам.

Из этого периода особенно мне запомнилась одна история, рассказанная свёкром. Нужно было найти и обезвредить банду, которая не давала мирным гражданам жить спокойно. Грабежи, разбои, убийства – следы этих преступлений вели в каслинские места. Дни и ночи шёл розыск. Однажды приходит группа, которую возглавлял Николай Александрович Котов, в одно село ночью. Кругом темно, пригляделись – в одной избе, на краю села, виден огонёк лампы. Подошли к домику, постучали в ворота. Хозяйка, не сразу открывшая двери, растерялась при виде милиционеров. Свёкор раздёрнул занавеску и увидел груду немытой посуды. Всё стало ясно. Женщина согласилась показать местонахождение банды – это была поляна на опушке леса. Где же тут искать? Николай Александрович пригляделся и увидел, что трава везде ровная, а в одном месте, в центре, выше и светлее. «Вот здесь и поработаем!» Взяли у хозяйки лом, нашли западню, приподняв её, Котов выстрелил вниз и сразу прыгнул туда, за ним – другие. Бандиты, застигнутые врасплох, всё-таки оказали сопротивление, но оперативники обезоружили и скрутили их. Стремительность, ловкость, находчивость и смелость помогли задержать преступников. Два тайных хода заблокировали, вокруг поляны выставили посты, а бандитов и их пособницу сдали в милицию. Много потребовалось времени и терпения, чтобы накрыть всю банду. Населению стало жить спокойнее.

Николай Александрович в вооружённых схватках с преступниками был несколько раз ранен, к счастью, легко.

В 1939 году он был избран председателем Щелкунского Совета, а в 1941 началась Великая Отечественная война, и с первых дней мой свёкор уходит на фронт. Он участвовал в обороне столицы под командованием Г.К.Жукова. Стрелял из снайперской винтовки, ходил в разведку – в общем, делал всё, чтобы приблизить разгром немцев под Москвой. Был участником великого сражения на Курской дуге в 1943 году, в одном из боёв получил тяжёлое ранение, после госпиталя его комиссовали. Но такой уж он человек – с 1943 по 1945 годы Николай Александрович снова на трудном и ответственном посту. Он сопровождает эшелоны с танками, оружием на фронт.

После окончания войны был избран земляками председателем исполкома Щелкунского Совета; девятнадцать лет своей жизни отдал Сысертскому химлесхозу, возглавляя его; занимался коневодством – выводил породистых лошадей, которые шли на экспорт; даже успел сняться в фильме «Угрюм-река». И там же, в кадрах фильма, были задействованы его кони.

Вся жизнь Николая Александровича – это пример беззаветного труда, принципиальности и честности настоящего коммуниста, не жалевшего сил на воспитание людей, на создание для них счастливой жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0