«Оторвитесь от дел, чтоб потом не жалеть, что не видел красоты земные»
В гармонии с природой
Мы, городские жители 21 века, к сожалению, всё больше и больше отдаляемся от живой природы. Прогулки по лесу в поисках грибов и ягод, туристические слёты или пикники раз в году не сделают нас ближе к ней, не научат бережному и любовному отношению. Кто из нас может похвастаться тем, что встречает рассветы и закаты над рекой, заслушивается пением соловья? Кто умеет понимать тайные знаки и предупреждения природы? Многие ли из нас воспринимают деревья не как дровишки для костра или для печи, а как источник кислорода? Каждый ли из нас сумеет разглядеть капельку росы в чашечке полевого цветка? Конечно, можно почитать произведения таких мастеров слова, как Виктор Астафьев, Владимир Солоухин, Константин Паустовский, которые всегда ощущали себя частью природы. Но, может, всё-таки научиться видеть и ценить красоту в окружающем мире самому?
Все мы любим удобства и считаем себя детьми цивилизации. Однако порой появляются люди, которых тянет вернуться к истокам развития человечества, остаться наедине с природой и выяснить, способен ли еще современный человек продержаться в отдалении от мегаполиса.
В один прекрасный момент они осознали, что им как-то душно в замкнутом городском пространстве, и решили переселиться поближе к земле-матушке.
Именно такой человек проживает в своём родовом поместье, в десяти километрах от города (чуть больше километра – полевая дорога). Владимир Александрович Ковалёв – именно так зовут нашего героя –известный человек в Туринске. Это индивидуальный предприниматель, но его знают, прежде всего, как поэта, барда, прошедшего горнило афганской войны, написавшего 122 песни и выпустившего сборник песен и стихов «Жар-птица русская душа». Но самое главное – это человек, имеющий свою философию в жизни (скептики заметят: мало ли кто из нас о чём рассуждает) и воплощающий её в действительность. Но об этом чуть позже.
Вначале – небольшой биографический экскурс. Ещё в девяностых годах Владимир жил так же, как все: закончил лесотехнический институт, трудился в леспромхозе крановщиком, а многие даже хотели бы его видеть в директорском кресле не только из-за предпринимательской жилки, но из-за его патологической честности. Однако не случилось – к таким людям у нас в России относятся с опаской. Но желание творить родилось, наверное, вместе с ним. Успешной была фирма «Инфо-сервис», которую он открыл и дал возможность людям получать живые деньги (и это в те годы, когда царил бартер!). «Инфо-сервис» предоставлял информационные услуги по сбыту-снабжению предприятий лесного комплекса. Кто знает, как бы сложилась дальнейшая судьба Владимира, если бы он нашёл единомышленников. После того, как расстался со своим «детищем», в 1994 году занялся индивидуальным предпринимательством: развозил пиломатериалы, стал изготавливать кедровую продукцию.
Как же он пришёл к мысли о необходимости жить в гармонии с природой? Как пришла мысль о создании родового поместья? Может быть, был какой-то тайный знак свыше? Владимир Александрович лишь усмехается: «Никакой мистики. Когда бизнес рухнул, пристрастился к чтению книг Владимира Мегрэ (серия «Звенящие кедры России»), и в какой-то момент просто прошибла мысль о строительстве родового поместья. Причём, главным было — принять это решение для себя, а земля, деньги – всё нашлось потом. Вообще я уверен в том, что человеку надо чётко сформулировать свою мысль, чтобы Вселенная отозвалась».
В апреле 2002 года Владимир Александрович взял в аренду 1,5 гектара земли (был заключён договор с совхозом, произведено отмежевание). Первым делом был заложен фундамент дома, вырыт колодец, построена баня и посажены берёзки, которые теперь намного выше дома хозяина. На обустройство ушло три года. Кстати, дом был построен из старых разобранных деревенских домов.
Прежде чем осмотреть поместье, задаю вопрос, который вызывает улыбку у Владимира: «Как сочетается понятие «родовое поместье» с активной пионерской и комсомольской юностью?» Стараясь не обидеть меня, Владимир Александрович поясняет, что помещичья усадьба и родовое поместье – это совсем не синонимы. Ведрусы, наши предки, создавая семью, искали не место для житья, они создавали территорию любви для себя и продолжателей рода, поэтому выбирали пространство, в котором хотелось бы жить и радоваться. И главную роль в этом выборе играла природа, включающая в себя столько функций: сад-огород, лечебница и даже энергетическая защита всего пространства. Сейчас ведь даже психологи утверждают, что человека исцеляет и успокаивает шум дождя, шорох листьев, пение птиц. С точки зрения предков, с которой полностью согласен наш герой, именно природа даёт человеку могущественный оберег: защищает от стрессов, продлевает жизнь, умиротворённую и счастливую. И эта жизнь в окружении природы полностью меняет её образ, диктует совсем другие мысли. Даже масштаб становится совсем иным: исчезает всё мелкое и суетное, человек приходит к глобальной идее – необходимо улучшать пространство вокруг себя. Владимир Александрович уверен: только природа делает нас людьми, добрыми и ответственными хозяевами.
Но перейдём всё-таки к главному. Каким я увидела это поместье? В этот осенний сентябрьский денёк открывшаяся мне картина была просто волшебной: тоненькие берёзки, как свечки, стояли стеной, поддерживая друг друга. Молоденькие кедры, можжевельники и могучие сосны радовали глаз своей зеленью. Последние осенние цветы оставляли возможность насладиться красками ушедшего лета. Довольно большое озеро (их в усадьбе три) напомнило мне знаменитый поленовский пруд, но, увиденное воочию, оно показалось мне гораздо живописнее, чем на полотне художника. Щедро усыпанное листьями, оно, кажется, таит в себе какую-то тайну. А в летние месяцы озерцо становится притягательным местом для внуков Владимира Александровича. Недалеко расположилась пасека, вокруг которой – целые заросли иван-чая, поэтому пчёлкам-труженицам не надо искать пыльцу в дальних окрестностях. Очень органично смотрятся грядки, на которых хозяева выращивают овощи. Огромная, пока ещё ярко-зелёная полянка просто приглашает осторожно пройти по ней и ощутить притяжение земли. Летняя веранда напоминает о том, как прекрасно попить чаю в окружении близких. Родовое поместье можно назвать заповедником, поскольку оно стало излюбленным местом для обитателей живой природы. Здесь гуляют непуганые косули – они как будто знают, что хозяин давно отказался от любимой когда-то охоты, вырвав с корнем проявление какой бы то ни было агрессии. Взлетают тетерева, готовят припасы на зиму белки.
А какой здесь воздух! Избитая фраза о том, что его можно пить, из метафоры превращается в реальность.
Поражает сам дом, нет, не изысканной красотой, а каким-то теплом не только внутри, но и снаружи. Вид из окон просто заставляет снова и снова любоваться немудрёным, но таким прелестным в своей скромности пейзажем.
Связь с природой, а, точнее, гармоничное сосуществование с ней, помогло понять Владимиру очень важную вещь: такая жизнь помогает избавиться от чёрных мыслей, лечит душевные раны. После афганской войны нашего героя ещё долго мучали страшные сны, он до сих пор не может смотреть фильмы о тех событиях, но благодатная атмосфера помогла излечить травмированную душу. Причём, это свойство природы справедливо не только по отношению к Владимиру, но и к другим людям. С его разрешения я хочу поведать небольшую историю как иллюстрацию к этой мысли. Когда был жив отец Владимира Александровича, они вместе выкопали за рекой Турой шесть калинок и привезли в поместье. Сын предложил отцу, показывая на одну из них, посадить её в память об умершей матери. Тот внешне не проявил никаких чувств, промолчал, но через некоторое время Владимир увидел, как отец любовно поглаживает ствол деревца и называет калину Наташей. Выходит, передаётся не только зловредный вирус, но и чувство любви, теплоты в отношениях.
В привычке хозяина поместья разговаривать с деревьями, благодарить их за дарованные плоды, каждый раз, уезжая ненадолго, он, как молитву, повторяет: «Пусть никто не нарушит наших границ и ничем не навредит».
Недостаток многих из нас состоит в том, что мы, по большей части, просто мечтаем изменить свою жизнь, но при этом всегда находятся непреодолимые преграды. Пример Владимира Ковалёва показывает, что любую мечту можно претворить в жизнь – стоит только захотеть. Сейчас он называет себя счастливым человеком, у которого в жизни нет ограничительного потолка. Ведь как у большинства из нас? Вначале планируем приобрести дом, затем машину, дачу, отдохнуть за границей. У него же материальные ценности не в приоритете. Главное – совершенствоваться самому и помогать понять смысл жизни другим людям, в первую очередь, конечно, детям и внукам. И радости у него, и горести совсем другие: появились первые шишки на посаженных кедрах, а вот калинки что-то заболели – надо лечить.
О Владимире Ковалёве уже не раз снимали фильмы как местная телерадиокомпания, так и студии из других городов. В интернете – десятки тысяч просмотров. Люди пишут ему из Германии, Америки, Новой Зеландии. И случайные люди в разговоре с хозяином усадьбы начинают сожалеть о заброшенных или проданных отцовских домах.
Конечно, два с половиной часа мало, чтобы успеть увидеть и понять всё, но их хватило, чтобы почувствовать себя частичкой природы-матери, восхититься гармонией её отношений с человеком. Не знаю, занесёт ли Владимир Александрович в Книгу родового поместья отметку о моём посещении, но вот моя память об этой усадьбе не сотрётся.
А ещё родовое поместье заставило и меня погрузиться в размышления. Я думаю, что поскольку человек находится внутри природы, то и принадлежит ей. Природа была и остается кормилицей человечества, ее ресурсы служат основным источником его жизненных сил. Чтобы сберечь её на века, надо просто научиться жить с ней в гармонии.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.