Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

26.11.2020 10:43 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 (14610) от 20.11.2020 г.

Три года плена

Автор: Сергей Сутормин

Уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, но их герои по-прежнему остаются в нашей памяти. Сегодня я хочу рассказать о нашем земляке, уроженце деревни Сутормино Туринского района – Петре Васильевиче Сутормине.

Его детство и юность нельзя назвать лёгкими: в 1927 году он остался сиротой и жил в работниках у родного дяди. В 1936 году создал свою семью, женившись на Ефимье Павловне. Пётр Васильевич работал трактористом в колхозе, а в 1937 году был призван в армию. Служить ему довелось в пограничных войсках в городе Благовещенске на Амуре.

В 1941 году жена и дочь встречали мужа и отца дома, но насладиться в полной мере семейным счастьем и мирной жизнью ему не удалось. 22 июня 1941 года началось вероломное вторжение гитлеровских войск на нашу землю, а уже 22 сентября этого же года Пётр Васильевич Туринским военным комиссариатом был призван в действующую армию, в 210-й кавалерийский полк восьмидесятой дивизии.

В боях под Ленинградом Пётр Сутормин попал под бомбёжку, был контужен и взят в плен. И начались круги ада, которые он прошёл, зная, что дома его ждёт семья. В лагере для военнопленных ему отняли ногу, но это не освобождало от работы. В 6 утра узники концлагеря уже стояли на проверке, их по счету приводили и уводили. Если на работе провинишься – жди вечером наказания. А оно зависит от настроения охраны. Захотят порезвиться – помордуют несколько человек, поиздеваются, могут и расстрелять. Можно только себе представить, какими мучениями сопровождался тяжёлый труд.

Очень много людей в концлагере умирало от голода. Истощенные тела сбрасывали в траншеи за зданием барака. Две из этих огромных ям были полные, а третья заполнялась с каждым днем. Рвы были шириной с человеческий рост и длиной в 30 метров. Три года унижений, нечеловеческой жизни, три года страха смерти и невозможности сообщить близким, что жив вопреки всему.

А Ефимья Павловна в это время получила две похоронки и извещение о том, что её муж пропал без вести.

После освобождения из плена, наверное, Пётр Васильевич попал в другие «жернова» — с лёгкой руки Сталина, заявившего о том, что «у нас нет пленных, а есть только предатели», советская контрразведка проверяла всех, кому посчастливилось выжить в фашистских концлагерях. Правда, об этом Пётр Сутормин предпочитал молчать. Главное – он был снова вместе со своей семьёй. Вернулся он домой в победном сорок пятом инвалидом второй группы, но не стал рассчитывать на помощь государства, а занимался всем тем, чем мог: работал сторожем, катал валенки, на небольшой пасеке разводил пчёл.

Вместе с женой они воспитали десятерых достойных детей, а Ефимья Павловна с гордостью носила звание «Мать-героиня».

Пётр Васильевич ушёл из жизни в 2002 году, оставив после себя не только боевые награды, но и добрую, светлую память. Родные и близкие гордятся своим героем!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19