Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

20.05.2020 10:24 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 (14583) от 15.05.2020 г.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Автор: Ирина Давыдова

Эпидемия коронавируса «принесла» с собой не только самоизоляцию, но и дистанционное обучение школьников.

Учителя вообще-то люди мужественные и, к сожалению, привыкшие к тому, что в последние годы развитие образования и элементарная логика как-то перестали мирно сосуществовать. Какие бы новшества ни внедрялись, позитивными их назвать трудно. Чтобы не быть голословными, приведём в пример такое короткое слово, вызывающее непременное отторжение, – ВПР (Всероссийская проверочная работа). Очень странный вид работы: оценки выставляются только по желанию детей, но учителя и учащиеся вынуждены готовиться к ней, поскольку плохие результаты – возможность попасть в «чёрный список», что ведёт к последующей проверке школы.

Но дистанционное обучение никто не принимал «в штыки». По большому счёту, каждый в той или иной мере понимал, что именно оно позволит ускорить объявленную цифровизацию образования, способную в идеале привести всех нас (и обучающих, и обучающихся) к цифровой грамотности, цифровому равенству, трансформации учебного процесса. Более того, грела душу мысль о качественных преобразованиях в российских школах. Вы только вдумайтесь: ещё пару десятков лет назад человек, желающий получить новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеку. Сегодня для обучения нужен только компьютер с доступом в Интернет. Аргументами «за» также можно назвать более комфортную домашнюю обстановку, не идущую ни в какое сравнение с необходимостью в течение 40 минут на каждом из пяти-шести уроков сидеть за партой; гибкость – самостоятельный выбор учеником времени для занятий; получение конкретного, необходимого набора знаний обучающимися.

Но уже первые дни дистанционного обучения показали, что легче было продекларировать его, чем подготовиться. Был постоянным сбой электронных журналов из-за больших нагрузок, участники процесса столкнулись с техническими неполадками на образовательных платформах, а также с недостаточным фактическим материалом на них. Но к концу первой недели, к счастью, всё наладилось, все начали привыкать к такому режиму работы, хотя надо сразу отметить, что работать учителю не стало легче. Конечно, и при организации классно-урочной системы педагог старался разнообразить формы обучения, но на данном этапе надо было продумать и построить работу так, чтобы ученик работал самостоятельно. И вот этот момент оказался самым сложным. При отсутствии «бдительного ока», контроля учителя многие школьники предпочли самый простой путь получения знаний – списывание из интернета или друг у друга, помощь родителей, о чём красноречиво говорят преимущественно хорошие и отличные оценки. И дело не в том, что «учителю жалко» отметок, а в том, что в будущем реальные знания могут их просто не подтвердить.

Доходит подчас до смешного: ученик записывает и отправляет видеофайл чтения наизусть, и при этом «невооружённым взглядом» видно, как он косится в сторону, где, видимо, находится текст. Особо ответственные и совестливые дети читали стихи или отрывки, закрыв глаза.

Видимо, недостатки воспитания позволяли школьникам отправлять свои работы в любое время суток: глубокой ночью или ранним утром (в 6 часов утра, например).

Педагоги, как и родители, наверняка нашли мало плюсов в «дистанционном мучении». Трудно даже представить себе обстановку в доме, где, к примеру, трое учеников и взрослые на «удалёнке». Сюда добавим ещё отсутствие специального педагогического образования у родителей, недостаток терпения и такта у некоторых, и мы вполне можем себе представить «бои местного значения».

Итак, почему же ещё не идёт на пользу длительное дистанционное обучение? Во-первых, дети – существа социальные, при удалённом обучении им не хватает личного общения не только друг с другом, но и с учителем. Во-вторых, «медвежью услугу» оказывает свобода действий: только самые ответственные работают согласно графику, отправляют контрольные и творческие работы, проходят тесты и т.д. Если же ребёнок не приучен к самостоятельности, а дома контроль за ним отсутствует, то он забрасывает учёбу, и втянуться обратно в процесс у него не получается. Ну, и нельзя отбрасывать различные обстоятельства, от которых никто не застрахован: отключение Интернета, электричества, поломка компьютера, мобильного телефона и других средств связи.

Во всём происходящем виден только огромный плюс в том, что, скорее всего, при обычной форме обучения после дистанта родители и ученики будут больше ценить и уважать труд педагогов. Ведь, действительно, учителя удерживают внимание 20-30 обучающихся, а единственное чадо порой трудно призвать к порядку. И как уже хочется всем вернуться в родную школу и снова сесть за парты!

Общее мнение: скорей бы в школу!

Пресс-опрос

Т.А. Мещерякова, родительница ученика начальных классов: «Вначале процесс обучения шёл очень тяжело: ребёнок не всё понимал, ему не хватало объяснений учителя. Гораздо интереснее и легче стало заниматься при внедрении форм онлайн-обучения: при подключении к образовательной платформе Zoom школьники слушали учителя, могли общаться с ним и друг с другом. И всё-таки, наверное, все родители ждут, когда школа вновь распахнёт двери для наших детей».

Р.Д. Болтенкова, преподаватель математики МАОУ СОШ №2: «До – это прежде всего адский труд учителя. На то, чтобы подобрать материал и задания для учащихся, уходит порой до шести часов в день. А сколько проверки?! Самое обидное, что мы не видим результата. Учителя, по сути, работают с интернетом и родителями. Ни о какой объективности оценок не может быть и речи: в этой четверти все, как один, стали «отличниками» и «хорошистами», даже «двоечники». Учителю необходимо при объяснении материала видеть глаза учеников, сразу реагировать на затруднения учащихся в каком-либо вопросе. Поэтому уже так хочется заниматься в обычном режиме!».

Арина Веснина, ученица 10 класса: «Для многих учеников, я думаю, дистанционное обучение стало отличной возможностью самостоятельно осваивать учебный материал, грамотно распределять своё время. Очень интересно было начать работать на новых сайтах, с новыми программами. Но при такой форме обучения труднее готовиться к экзаменам, поскольку часто так необходимые платформы не работают. Кроме того, увеличивается объём работы для самостоятельного изучения предметов. Сложность, я думаю, испытывают люди, у кого есть ограниченные возможности для дистанта (например, один компьютер на троих учеников). Но в любом случае ДО – это интересный и полезный опыт, который заставляет задуматься о многих вещах. Например, те дети, которые думали о переходе на заочную форму обучения, испытав себя на ДО, смогут определиться: нужен им этот переход или нет. А вообще уже все соскучились по живому общению с одноклассниками и преподавателями!»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0