Меню
12+

Интернет-газета «Известия-Тур»

23.11.2021 15:10 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 (14661) от 19.11.2021 г.

«Музыка – это поэзия воздуха»

Автор: Ирина Давыдова

Оратория жизни преподавателя фортепиано Ирины Семейкиной

«Музыка – это поэзия воздуха»

Казалось бы, зачем современному человеку, особенно ребёнку, обучаться музыке? Мы сейчас всё можем купить: готовую еду, музыку в каждое ухо, игры на компьютере. Однако нет ничего вкуснее маминых пирожков с капустой, игры с папой в футбол, книжки, читаемой вслух для всех. А за столом как пели, так и поют «Ой, мороз, мороз». Современного человека трудно растрогать до слёз, но когда видишь, как юное создание с виртуозной лёгкостью «извлекает» из клавиш божественные звуки, то не остаётся никаких сомнений: наши дети должны учиться музыке, чтобы раскрыть лучшие стороны своей души.

При встрече с людьми творческими меня всегда охватывает особое волнение. Мне кажется, они посвящены в какую-то тайну, которую нам, обычным людям, разгадать очень сложно. Например, как можно сделать так, чтобы в душе каждого ребёнка навечно поселилась музыка? Вот уж точно: все секреты доступны Ирине Игоревне Семейкиной, преподавателю фортепиано, концертмейстеру высшей категории Туринской детской школы искусств. Эту милую и очень скромную женщину пришлось долго уговаривать рассказать о себе. А ведь ей есть чем поделиться: у Ирины Игоревны насыщенная жизнь, прекрасные успехи на педагогическом поприще.

Как всё начиналось

Уже в детском возрасте маленькая Ирина очень любила танцевать, петь, особенно в микрофон. В детском саду «Солнышко» она просто обожала музыкальные занятия, которые проводила Н.Н. Тетюцких, и с замиранием сердца ждала, доверят ли ей выступить на утреннике.

Когда девочка пошла в первый класс, то попросила своих родителей записать её в музыкальную школу. Надо сказать, что в то время инструмент стоил дорого, да и за обучение необходимо было вносить немаленькую ежемесячную плату. Но родители – Валентина Александровна и Игорь Пантелеймонович — были мудрыми людьми и пошли навстречу желаниям дочери. На счастье, обучала её игре на фортепиано талантливый педагог-профессионал – Лилия Алексеевна Мельниченко. Очень нравились девочке уроки сольфеджио и занятия хоровым пением, которые проводила Ирина Валентиновна Луговых (Ефремова).

И всё же, пройдя восьмилетний курс обучения в музыкальной школе (она начала с подготовительного класса), девочка лелеяла мечту стать учителем начальных классов. Она даже поступила в Ирбитское пед- училище, правда, на дошкольное отделение.

Но судьба иногда преподносит нам сюрпризы. Дело в том, что при училище было отделение «Институт общественных профессий»; закончив там с красным дипломом факультет музыкальных работников, Ирина получила квалификацию преподавателя и вернулась в свой любимый детский сад «Солнышко» развивать музыкальные способности у малышей. Но проработала там лишь один год – Т. Д. Стехина пригласила девушку работать в детскую музыкальную школу (ДМШ). Конечно, вначале были сомнения, но когда она приступила к работе, то поняла, что это её профессия. В последующем Ирина Игоревна закончила Уральский государственный педагогический университет по специальности «Детский психолог».

Чтобы в душе ребёнка поселилась музыка

С первых дней работы в ДМШ началась кропотливая работа над собой, своим мастерством, над умением быть нужной ребёнку. «Многие несведущие люди думают и даже говорят вслух о том, что профессия преподавателя фортепиано самая лёгкая: сиди спокойно в тепле и учи ребёнка. — размышляет Ирина Игоревна. – Однако те, кто соприкасается с этим видом деятельности, прекрасно понимают, сколько душевных и творческих сил надо потратить на то, чтобы научить детей содержательно исполнять музыкальное произведение. Ведь необходимо, учитывая его возраст, достучаться до сознания ученика, проникнуть в мир его фантазий, чувств, учитывая его индивидуальность».

Действительно, ни для кого не секрет, что в музыкальную школу поступают дети с разными музыкальными способностями и найти среди них профессионально одарённых – одна из главных задач педагога. Но поскольку одарены талантом всё-таки единицы, то, без сомнения, увлечь музыкой всех, переступивших порог музыкальной школы, — самая благая цель педагогической деятельности. А достигается она с помощью титанических усилий. После занятий с некоторыми учениками, по признанию Ирины Игоревны, создаётся ощущение, что «весь день пахала».

Особенно творчески приходится работать преподавателю с начинающими музыкантами, ведь формирование игрового аппарата, многочисленные технические упражнения, изучение теории снижают интерес ребёнка к музыке. В этот момент педагог должен проявить всю свою изобретательность, чтобы не угасла искра желания стать настоящим властелином чёрно-белых клавиш.

Ирина Игоревна подтверждает: «Да, работа над произведениями очень кропотливая и трудоёмкая. Но зато как приятно слышать отзывы профессиональной комиссии на том или ином конкурсе, что выступление было ярким, эмоциональным и техничным. Возможно, ради этих слов и живёт педагог, который, работая с учениками, не видит изначально плодов своего труда».

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, умение проводить интересные уроки. И в особенности это относится к преподаванию музыки, поскольку именно она предназначена эмоционально развивать способности детей, воспитывать чуткость к восприятию прекрасного, способствовать гармоничному развитию личности. Кроме того, кропотливое обучение не только раскрывает интеллектуальные способности, но и приучает ребёнка к трудолюбию, самостоятельности, воспитывает лучшие качества.

«Я не знаю, кем станет каждый из моих учеников в будущем, — делится с нами преподаватель, — главное для меня – дать им возможность раскрыться в настоящем. Пусть они не станут музыкантами, но им всем придётся сочинять собственное произведение – ораторию своей жизни».

«Звёздочки» Ирины Игоревны

Неотъемлемой частью жизни педагогов и их учеников являются концертная деятельность, фестивали, конкурсы разных уровней. За 29 лет плодотворной работы И.И. Семейкина выпустила около пятидесяти учеников и воспитала немало «звёздочек». Об этом красноречиво говорят её собственные награды и дипломы воспитанников. Они являются свидетельством того, что она всегда поддерживала наиболее способных детей, возила их на конкурсы разных уровней: районные, территориальные, кустовые, областные, всероссийские и международные. Заслуга преподавателя ещё и в том, что ей удалось создать полный контакт не только с детьми, но и с родителями. Они всегда вместе: и на концертных мероприятиях, и на репетициях, и в поездках. Родители оказывают финансовую помощь (участие в конкурсах платное), возят на своём транспорте, помогают девочек красиво заплести. Ирина Игоревна уверена: «Если бы не помощь родителей, то их дети вряд ли стали победителями и лауреатами конкурсов. Я не могу вспомнить ни одного родителя, который отказал бы мне в помощи. А у детей при такой поддержке формируется желание победить и показать всё то, на что они способны. Через газету мне хотелось бы поблагодарить семьи Новиковых, Никитенко, Казаковых, Белоусовых, Чукреевых, Боровиковых, Леонтьевых».

А дети показывают и доказывают, что очень талантливы. Екатерина Белоусова, Ксения Никитенко, Ксения Казакова, Захар Новиков, Вероника Боровикова, Эвелина Чукреева, Ярослава Леонтьева – настоящие артисты. Широка география их участия в конкурсах, где они стали дипломантами, лауреатами: Ирбит, Алапаевск, Верхняя Синячиха, Тавда, Талица, Великий Новгород, Тотьма, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва.

Талантливые воспитанники могут быть только у талантливого педагога. Невозможно перечесть все награды Ирины Игоревны. Вот лишь малая толика: дипломы победителя (2 место) Международной олимпиады для педагогов «Методика работы с родителями», лауреата 1 степени Международного конкурса «Феерия» в номинации «Инструментальное творчество» (фортепиано) и во Всероссийском конкурсе «Мелодика», во Всероссийском дистанционном конкурсе «Икт-компетентность как критерий оценки профессиональной деятельности». А ещё многочисленные благодарности: за подготовку лауреата Всероссийского фестиваля-конкурса «Волшебство звука» (Москва), дипломанта Международного интернет-конкурса «Галерея талантов» (г. Миасс), участников открытого Кустового конкурса «Юный виртуоз» (г. Тавда), учащихся-ансамблистов к международному конкурсу «START». Подтверждают высокий профессионализм педагога и почётные грамоты всех уровней, в их числе – подписанные заслуженным артистом России, профессором Е.Н. Лауг (Германия); профессором Сибирского государственного университета искусства им. Хворостовского – К.В. Миронова.

По решению жюри Кустового конкурса «Новые звуки мира -2020», который проходил в п. Верхняя Синячиха, И.И. Семейкина была отмечена дипломом «За лучшую педагогическую работу». И такой же диплом она получила в Буланаше на конкурсе «Миниатюра в русской и зарубежной музыке».

Поверьте, если всё перечислять – не хватит страниц газеты!

Воспитанники и их родители прекрасно понимают, насколько им повезло заниматься у такого педагога, как Ирина Игоревна. Они ценят её за умение создать дружескую и творческую атмосферу, найти индивидуальный подход к каждому ученику. Отмечают коммуникабельность, отзывчивость, чувство юмора, справедливость и ответственность. Вот что говорит о преподавателе своей дочери Ольга Игоревна Никитенко: «Моя дочь Ксения занимается у Ирины Игоревны уже седьмой год. На занятия ходит с большим удовольствием. Наш педагог – настоящий профессионал: не только объясняет, но и показывает все тонкости игры на фортепиано, раскрывает все грани владения инструментом. Ирина Игоревна всегда с удовольствием выезжает с учениками на конкурсы, что делает музыкальную жизнь ребят интересной и насыщенной».

Музыка придаёт силы

Наша беседа с Ириной Игоревной помогла мне понять, насколько этот позитивный человек не мыслит свою жизнь без музыки! И это касается не только профессиональных занятий, когда она обучает детей игре на фортепиано, аккомпанирует солистам, хору, вокалистам, классу хореографии. Бывает, что «душа не на месте», тогда наша героиня садится за инструмент, и музыка любимых композиторов: Чайковского, Баха, Шумана и других классиков — успокаивает и даёт новые силы. А ещё хорошо прогоняют хандру пешие прогулки. Думаю, что и тогда в её душе звучит музыка.

Когда учеников музыкальной школы перевели на дистанционное обучение, то для педагогов начались настоящие мучения. Представьте себе, как трудно исправить неверную постановку пальцев ребёнка через ватсап, как трудно ребятишкам понять замечания педагога, исправить ошибки. В такое время, наверное, как-то яснее осознаётся, что школа давно уже стала вторым домом.

Кто-то из великих сказал: «Музыка – это поэзия воздуха». По-моему, очень точно. Мелодии, по большому счёту, не нуждаются в словах, те приходят позднее. Воздействуя на человека, музыка способна «стереть» мысли, плохие и не очень, а взамен подарить ощущение радости и счастья. Хочется, чтобы радость познания и счастье открытий всегда присутствовали в жизни Ирины Игоревны и её учеников.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41